Наибольшее распространение имеют три технологические схемы выполнения работ по устройству подземной части зданий, отличающиеся друг от друга размещением средств механизации и характером их движения. При производстве работ по первой технологической схеме средства механизации размещаются на дне котлована, непосредственно у возводимой конструкции (рис. IV-2); по второй — у бровки котлована и движутся вокруг котлована по его периметру (рис. IV-3); по третьей - тоже у бровки котлована, но движутся лишь по одной его стороне (рис. IV-4). Рис. IV-5. Четвертая технологическая схема При возведении зданий сложной конфигурации третья технологическая схема может заменяться подковообразной (рис. IV-5). Закругление подкрановых путей позволяет при вылете крюка в 20—25 м обеспечить одним краном монтаж всех частей П-образного и других зданий, сложных в плане. При этом радиусы закруглений рельсов принимаются обычно минимальными, что требует обеспечения высокого качества и точности укладки подкрановых путей и тщательной их эксплуатации. Выбор схем определяется конкретными условиями производства работ и наличным парком строительных машин. Для монтажа подземной части зданий из сборных элементов на ленточных сборных фундаментах может оказаться в ряде случаев эффективной схема, предусматривающая использование в качестве монтажного механизма козлового крана (портального типа) (рис. IV-6). Требуемая величина вылета крюка монтажных кранов, бетоноукладчиков и других машин зависит от выбранной технологической схемы, расположения строительных конструкций в плане, размера базы или ширины колеи машины и допускаемой крутизны откоса котлована или траншеи. Рис. IV-6. Схема с использованием козлового крана Допускаемая крутизна откосов в различных грунтовых условиях по СНиП III-Б.1-71 приведена в табл. IV-2. Рис. IV-7. Профиль земляного полотна рельсового пути у откоса котлована а — для кранов с размером колеи <5000 мм; б — для кранов с размером колеи >5000 мм |