Строительная доска объявлений - BENT.RU
Cтроительный портал BENT. Проектирование, гражданское и промышленное строительcтво. Проектирование зданий.

Добавить объявление
Строительные объявления Строительная документация Статьи по строительству Строительный портал

РЕМОНТ ВЕТРОДВИГАТЕЛЕЙ

  [Раздел: Ветродвигатели]


Для обеспечения длительной и бесперебойной работы ветросиловой установки необходимо своевременно производить требующиеся ремонты ветродвигателя, насосов и всех приводных кормообрабатывающих машин.

Ремонт ветродвигателей, как и вообще ремонты всех машин, разделяется на текущий, средний и капитальный.

Ввиду того, что ветродвигатели, даже не работающие, находятся под постоянной нагрузкой ветра и головка постоянно поворачивается по ветру, текущий ремонт, он же профилактический, должен производиться беспрерывно, без всяких ограничений сроками, по мере появления неисправностей. Как только будет замечена какая-либо неисправность, даже ослабление затяжки гайки, необходимо немедленно ликвидировать эту неисправность, помня, что незначительное расслабление или иная кажущаяся малозначительной неисправность, под беспрерывным воздействием ветра быстро переходит в крупную и вызывает аварии, которые в ветродвигателях очень трудно ликвидировать. Чтобы избежать аварий, полагается ежедневно осматривать в ветродвигателях все детали и болтовые крепления, подтягивать ослабевшие шпильки и шурупы, смазывать трущиеся части. У неработающих остановленных ветродвигателей тоже ослабляются болтовые крепления и изнашиваются опоры в головке, шарниры в хвосте, опоры поворотной части крыльев и т. д.

Для обеспечения возможности производить текущий ремонт в любое время, при каждой ветроустановке всегда должны быть в наличии болты, гайки, проволока, жесть, заклепки, слесарный инструмент, тиски, веревка и смазочные материалы. Кроме того, должны быть запасные быстро изнашивающиеся детали.

При текущем ремонте исправляют детали, доступные осмотру или такие, замена которых не требует разборки узлов ветродвигателя. Однако, если обнаруженная неисправность угрожающая, то останавливают ветроустановку и ликвидируют неисправность средним ремонтом.

Средний ремонт производится, при неисправностях, требующих разборку узлов машины и замены таких деталей, как шестерни и подшипники. Одновременно со средним ремонтом производится и требующийся текущий ремонт. Средний ремонт полагается делать раз в год.

Капитальный ремонт выполняется через определенный срок эксплуатации ветродвигателя для ликвидации естественного износа или тогда, когда средним ремонтом нельзя устранить износ или поломку частей и узлов. При капитальном ремонте разбираются и ремонтируются все узлы ветродвигателя. При нормальной эксплуатации капитальный ремонт делается один раз в три года. Капитальный ремонт выполняет бригада, имеющая такелажное оборудование, возможности реставрировать и изготовить необходимые детали. Ко времени капитального ремонта приобретаются подлежащие замене детали, которые не могут быть изготовлены на месте. На время ремонта ветродвигатель останавливают.

При ремонте ветродвигателя ТВ-8 связывают хвост с боковой лопатой, а трос останова освобождают. При ремонте ветрового колеса, головки, механизмов передачи, механизмов регулирования и других движущихся частей, ветровое колесо любого ветродвигателя привязывают к башне свободной привязью без натяжки, чтобы оно имело возможность небольшого движения и ухода от места привязи при повороте головки. Привязывание ветроколеса должно быть временным, пока рабочие находятся на башне ветродвигателя; как только на башне ремонтные работы будут закончены, ветроколесо освобождается, так как в случае изменения направления ветра оно может сломаться.

Текущий ремонт выполняется силами машиниста-надсмотрщика, который в случае надобности берет в помощь слесаря или кузнеца.

Ремонт мелких деталей. Поврежденные детали, как угольники, планки и другие, исправляются сваркой, креплением накладками или заменой их. Болты, шпильки и тяги при обрыве резьбы меняются на новые. Нарезка другой резьбы меньшего диаметра не допускается, так как этим ослабляется деталь.

Исправление лопастей. Появляющиеся на лопастях трещины ликвидируются путем накладок из жести толщиной 1,5—2 мм. Накладки прикрепляются с рабочей вогнутой части лопасти заклепками толщиной 5—6 мм, которые ставятся через каждые 50—80 мм. Диаметр отверстий под заклепки должен быть не больше толщины их. С обеих сторон под концы заклепок кладутся шайбы. Заклепки должны быть плотно поставлены и концы их закруглены или заглажены при резинкованых шайбах.

В случае облома концевой консольной части лопасти ветродвигателя ТВ-8, ее снимают на землю и по линии разрыва накладывают кусок листового железа шириной 60—70 мм во всю ширину лопасти и скрепляют заклепками, как было указано. По концам и в середине разрыва лопасти могут быть поставлены усиливающие планки из более толстого железа, толщиной 5—8 мм, с закруглением боковых кромок. Вмятины на лопастях выпрямляются деревянным молотком.

Биение (восьмерку) в ветроколесе устраняют следующим образом. В ветродвигателе ТВ-8 отмечают спицы, которые отклонились от плоскости вращения. Затем ослабляют все гайки крепления лопастей и ободов. В отклонившихся спицах ослабляют болты крепления к ступице, выправляют спицы и снова затягивают болты. После, этого проверяют положение отсеков ободов, закрепляя их затяжкой болтов в нужном положении. Последними закрепляются болты крепления лопастей. При больших восьмерках и погнутости ободов лопасти и порченые обода снимаются.

Для сохранения равновесия ветроколеса за каждой снятой для ремонта лопастью снимается противоположная лопасть. То же следует делать и с отсеками ободов.

Временно, из-за поломки или отсутствия, на ветроколесе может быть оставлено меньшее количество лопастей, но расположенных с одинаковыми промежутками. Ветродвигатель при этом будет работать, но от уменьшения количества лопастей несколько увеличится скорость вращения ветроколеса.

Для удобства ремонта ветроколеса при больших его повреждениях целесообразно устроить временный деревянный балкон (леса).

В случае большого количества поврежденных частей ветроколеса и поломки спиц следует снять его на землю и сделать ремонт внизу. О способе снятия ветроколеса сказано ниже.

«Восьмерка» ветроколеса УВД-8 исправляется путем регулирования натяжки спиц. Ослабляя гайки спиц одной стороны и натягивая их с другой стороны, обод в этой части выравнивается, перемещаясь в сторону натягиваемых спиц.

Ремонт обшивки и подшипников ветроколеса в ветродвигателе Д-12 производится на земле, предварительно сняв его с помощью монтажной фермы в порядке, обратном подъему. При помощи этой же фермы опускается хвост для ремонта.

Трещины ступицы ветроколеса можно ликвидировать автогенной или «холодной» электросваркой, применяемой для сварки чугунных деталей. Помимо сварки на поврежденные места ступицы дополнительно накладывается железная стягивающая шина. Ремонтированные ступицы ненадежны, поэтому при первой возможности их заменяют новыми.

Проверка и подтяжка конических роликовых подшипников во всех ветродвигателях должна производиться не реже двух раз в год. Регулировка производится изменением количества прокладок под прижимными крышками. Подшипники должны легко вращаться, но никакого люфта и слабины не должно быть, так как это вызывает смещение шестерен, изменение зацепления и затем поломки и аварии.

Проверка и подтяжка болтов, крепящих крышки подшипников, во всех типах ветродвигателей производится не реже 2 раз в год. Ослабление болтов вызывает смещение шестерен, нарушение зацепления и затем поломки.

Регулирование зацепления и смена конических шестерен верхнего редуктора ветродвигателя ТВ-8. Увеличенный или неодинаковый зазор в зубьях шестерен исправляют регулировкой прокладками, которые закладываются между диском ступицы и телом большой шестерни. Одновременно проверяется состояние прижимной гайки и подшипника оси ступицы под колпаком ее, так как возможен отход ступицы с шестерней со своего места из-за ослабления гайки или порчи конического роликового подшипника.

Большая шестерня для удобства замены сделана из двух половин, поэтому для снятия ее следует отвернуть лишь крепежные болты. Поставив новую шестерню, надо обязательно проверить зацепление ее с малой конической шестерней, регулируя величину зацепления прокладками между диском ступицы и телом шестерни.

Для снятия малой конической шестерни следует: отвернуть гайку под колпаком на верхнем конце вертикального вала над шестерней; снять конический роликовый подшипник; отвернуть четыре болта, крепящие дугообразную верхнюю опору, и сдвинуть вместе с опорой шестерню с вала, на котором она насажена.

Рис. 36. Верхний редуктор УВД-8

Снятие шестерен и регулирование зацепления верхнего редуктора ветродвигателя УВД-8. Верхний редуктор ветродвигателя (рис. 36) для замены конических шестерен и подшипников разбирается на месте. А для снятия большой цилиндрической шестерни, насаженной на вал ступицы ветроколеса и подшипников этого вала, надо предварительно снять ветровое колесо. При замене конических шестерен снимается верхняя крышка редуктора и прижимные крышки подшипников.

Для регулировки зацепления конических шестерен в верхнем редукторе подшипники вертикального вала заключены в специальный эксцентрический поворотный стакан. Поворотом стакана малая коническая шестерня приближается к большой шестерне, насаженной на горизонтальный вал, или отодвигается от нее. Поворачивание стакана производится через окно, вырезанное в опорной трубе под плитой редуктора. Для избежания самоповертывания стакан закрепляется стопорным винтом с контргайкой.

Приступая к регулированию зацепления, в первую очередь следует произвести подтяжку подшипников, от которых зависит положение валов и шестерен. Подтяжка подшипников производится регулированием количества прокладок под прижимными крышками. Проверка и регулировка зацепления конических шестерен производится в безветренное время в следующем порядке: двигатель ставится на останов. Оттяжкой за хвост поворачивается головка двигателя в такое положение, чтобы окно для поворота в опорной трубе очутилось на стороне лестницы. Затем отвертывают и снимают крышку редуктора, осматривают внутренность его и состояние шестерен, а затем, после подтяжки всех роликовых подшипников, приступают к регулированию зацепления шестерен, если это требуется. Для этого освобождают контргайку и отвертывают на 1—2 оборота стопорный винт стакана регулирования. Стопорный винт находится в картере редуктора со стороны лестницы под масленкой для шприцевания роликового подшипника, у самой плиты-опоры редуктора. Винт имеет квадрат для повертывания и контргайку. Освободив винтом стакан регулирования через окно в опорной трубе, поворачивают его железным стержнем, который вставляется через окно в одно из насверленных отверстий в стакане, находящихся напротив окна в трубе. Стакан поворачивают настолько, чтобы шестерни не имели люфта в зубьях и в то же время свободно поворачивались. Если сцепление будет чрезмерно плотным и шестерни будут проворачиваться не легко, то может произойти поломка зубьев или сломится шейка вертикального вала под шестерней.

Во время монтажа ветродвигателя производят регулирование зацепления шестерен до сборки ветроколеса. Сначала доводят зацепление стаканом регулирования до такого положения, когда станет слышно сопротивление проворачиванию шестерен. Затем поворачивают стакан в обратную сторону примерно на один шаг сверлений, до прекращения появившегося сопротивления. Отрегулировав зацепление, стакан закрепляют стопорным винтом с контргайкой.

Смена шестерен и регулирование зацепления у ветродвигателя Д-12. Шестерни верхнего редуктора Д-12 снимаются через отверстие в редукторе, закрытое задней крышкой. Через это же отверстие производится проверка и регулировка зацепления шестерен. Для проверки зацепления удаляют масло с зубьев одной из шестерен и покрывают их слоем краски. Затем проворачивают обе шестерни. При правильном зацеплении отпечатки будут ровными по всей длине зуба. Если краска на парной шестерне будет заметна только на концах зубьев, то это будет свидетельствовать о перекосе при посадке шестерен на валы или о перекосе их осей вследствие износа шеек валов или подшипников. Износ зубьев шестерен допускается не более 15% первоначальной их толщины. При большем износе зубьев необходимо шестерни заменить новыми.

В п. 14 ухода за ветродвигателем Д-12 предусмотрено не реже одного раза в шесть месяцев проверять и подтягивать крепление тройника и большой шестерни на главном валу, а также не допускать ослабления затяжки болтов фланцев, прижимающих роликовые подшипники опор главного вала. Ослабление затяжки опор или креплений большой шестерни вызывают изменения в зацеплении шестерен, от чего обычно разрушаются шариковые и роликовые подшипники верхних опор вертикального вала под малой шестерней и подшипники опор главного вала, ломится штырь втулки под малой шестерней, а иногда и шестерни.

Для производства ремонта необходимо снять большую шестерню редуктора. В случае ослабления болтов фланца опор вала около большой шестерни из-за значительного перевеса ветроколеса и малых зазоров между шестерней и станиной картера большая шестерня подымается, прижимается к картеру и не снимается. Освобождение шестерни возможно путем подъема опустившегося ветроколеса. Подъем делается следующим способом: к площадке картера над большой шестерней, к которой приворачивалась стойка монтажной фермы, привертывается болтами железная пластина толщиной около 12—15 мм с проушиной или крюком, направленным в сторону ветроколеса. К проушине пластины привязывается с натяжением тройник ступицы ветроколеса. Привязь делается проволокой, толщиной 5—6 мм в 4—6 рядов (столок). Затем ломиком проволока скручивается, от чего она укорачивается и подымает на нужную величину ветроколесо, освобождая этим большую шестерню.

Для ремонта головки ветродвигателя Д-12, ее опоры и опорной трубы надо снять и опустить последовательно все узлы (ветроколесо и хвост) на землю. Поэтому ветродвигатель оснащают соответственно такелажным оборудованием. Перед опусканием подготавливают площадку и ставят козлы для ветроколеса.

Ремонт и замена подшипников вертикального вала производятся после предварительной разборки вертикального вала. Подшипники УВД-8 обычно ремонтируются заменой деревянных вкладышей. Вкладыши делаются из твердых пород дерева, как бук и дуб.

Ремонт системы регулирования и механизма пуска и останова ветродвигателя заключается в устранении дефектов, нарушающих своевременный выход ветроколеса из-под ветра у многолопастных ветродвигателей и работу стабилизаторов и поворотных частей крыльев, регулирующих число оборотов ветроколеса быстроходных ветродвигателей. Основными неисправностями этих механизмов являются: деформация пружин регулирования, которые подлежат замене; заедание поворотных частей, устраняемое регулировкой и смазкой, и, наконец, обрыв троса в опорной трубе или извне. Исправление обрыва троса в опорной трубе является самой тяжелой и трудоемкой работой. Для этого надо в первую очередь остановить ветродвигатель, потерявший возможность остановки лебедкой останова. Остановку производят принудительным поворотом хвоста веревкой в такое положение, чтобы ветроколесо стало ребром к ветру и остановилось. Затем разбирают кронштейн, перемещающий муфту останова, вытаскивают его в верхнее отверстие за проушину болта, ввернутого в кронштейн, и прикрепляют к нему трос, идущий от хвоста к муфте. Прикрепление троса должно быть особенно надежным, так как работа по ликвидации этой неисправности трудоемкая, а при сильном ветре часто бывает невозможной. Обрывы троса в наружных местах ликвидируются вязкой или креплением замками, в зависимости от условий работы.

Приспособления для капитального ремонта. При производстве капитального ремонта, когда требуется разбирать все узлы и детали, неудобно и опасно производить работы на высоте, а поэтому ветродвигатель кладут на землю. Процесс демонтажа производится в порядке, обратном подъему, с той лишь разницей, что прочность оснастки и креплений не может быть предварительно опробованной и испытанной, а поэтому она должна быть сделана особо тщательно и с большим запасом прочности. При спуске ветродвигателя силы и напряжения в оснастке возрастают по мере подхода башни к земле. В случае какого-либо недосмотра или ослабления крепления произойдет неминуемая авария, т. е. падение ветродвигателя.

При капитальном ремонте делается полная разборка всех узлов, промывка деталей, осмотр и составление дефектной ведомости, а затем производится соответствующая реставрация, ремонт и замена деталей с последующей сборкой и проверкой взаимодействия всех деталей и узлов. Возможен ремонт с частичным демонтажом. При этом ветродвигатель не кладут на землю, а снимают с него только основные узлы, как ветроколесо, хвост, головку и др. Для демонтажа многолопастных ветродвигателей по этому способу делается приспособление, изображенное на Рис. 37. Приспособление состоит из демонтажной стрелы, изготовленной из бревна длиной Ими толщиной в вершине около 18 см, установленного комлем на балконе над основным угольником. Стрела ставится вертикально и привязывается у основания бревна к вершине башни и к ферме хвоста. Работы производятся в безветренную погоду, но для избежания возможности поворота хвоста он привязывается двумя расчалками к столбам. К верхней части стрелы при помощи сквозного болта или хомута из круглого железа д=16 мм прикрепляется горизонтальная поперечина из бревна длиной 2,5 м и толщиной 18 см. Поперечина несет на себе прочно подвешенные на ее концах два однорольных блока. Чтобы поперечина не перекашивалась, ее концы соединяются тросами или жесткими тягами с вершиной стрелы. Трос толщиной 10—12 мм, сходя с барабана однотонной грузоподъемной лебедки, установленной у ветродвигателя, проходит вначале через ролик блока, прикрепленного к основанию башни. Затем конец троса подымается вверх проходит через ролики поперечины стрелы и спускается к ступице ветроколеса, которая прикрепляется к нему.

Рис. 37. Снятие ветрового колеса с применением демонтажной стрелы

Закрепление стрелы на балконе и блока у основания башни следует сделать так, чтобы стрела и трос, идущий к поперечине, были строго вертикальными. Подъем стрелы на балкон производится лебедкой через блок, подвешенный временно к вершине башни над люком балкона, через который подымается стрела. Трос для подъема с блока пропускают через люк вниз и привязывают к середине стрелы и затем стрелу подымают лебедкой. Поперечина с роликами прикрепляется к стреле после того, как вершина ее выйдет из люка балкона. Подгонка поперечины, изготовление всех деталей крепления и нужные отверстия должны быть сделаны заблаговременно, чтобы после подъема ограничиться только соединением готовых деталей. Прикрепив перекладину, продолжают подъем стрелы до тех пор, пока перекладина подымется выше головки ветродвигателя примерно на полметра. После этого прекращают подъем, привязывают стрелу веревками к башне, а у фермы хвоста — свободной петлей, чтобы стрела, не падая, могла свободно подыматься вверх. Затем отвязывают трос и заводят его в ролики перекладины. Дальше подымают стрелу руками, пока она выйдет из отверстия люка, и прикрепляют ее к башне и к ферме хвоста. Чтобы в конце подъема не подымать стрелу руками, можно поступить следующим образом. Когда привязь троса на стреле дойдет до ролика блока, стрелу временно привязывают в башне и переносят привязь троса на несколько метров ниже. Около фермы хвоста делают петлю, не дающую стреле упасть. Отвязывают стрелу от башни и снова подымают ее лебедкой до выхода комля из отверстия люка. Затем стрелу надлежащим образом прикрепляют, освобождают трос, заводят его через блок у основания башни и ведут его вверх к перекладине стрелы. Но здесь встречается затруднение в заправке троса в ролики перекладины, поднятой выше ветрового колеса. Избежать этого затруднения можно. Надо предварительно, до окончательного подъема стрелы, заправить в ролики перекладины тонкую, но прочную веревку, а после этой веревкой затянуть трос в ролики. Следует обратить внимание на способ соединения веревки с тросом. Вязать их узлом нельзя, так как узел не пройдет в каналы роликов. Поэтому трос с веревкой сплетают, сохраняя толщину, не превосходящую ширины канала роликов.

К свободному концу троса, сходящего с роликов перекладины стрелы, прикрепляется ступица ветроколеса. Прикрепив ступицу, снимают колпак, отвертывают гайку оси, подтягивают слегка трос и, сдвинув ломом ступицу с оси, спускают ветроколесо на землю. Для направления ветроколеса при спуске к его спицам привязывают по бокам веревки, которыми отводят и направляют ветроколесо, предохраняя его от ударов о башню. После ремонта ветроколесо подымается этой же стрелой.

Для спуска боковой лопаты и хвоста можно применить эту же стрелу или другую, более короткую, длиной 6,5—7 метров, без перекладины и с одним роликом в ее вершине. Стрелу привязывают наклонно, чтобы вершина ее с роликом приходилась примерно над серединой хвоста. Привязав хвост тросом, пропущенным через ролик стрелы, отделяют хвост от башни и опускают его на землю. Так же опускают и боковую лопату.

С помощью стрелы можно приподнять головку ветродвигателя для осмотра и смены, порченых шариков в опорных подшипниках или даже снять и спустить головку на землю для ремонта.

Некоторые специалисты считают доступнее и легче производить полный демонтаж для капитального ремонта и последующий монтаж описанным выше способом, чем опускать на землю весь ветродвигатель, хотя здесь требуется производить некоторые работы на высоте, что неудобно. Выбор способа демонтажа должен зависеть от монтажной бригады, знающей свои возможности.

После каждого капитального ремонта, но не реже чем через 3—4 года, ветродвигатель необходимо окрашивать для предохранения от ржавчины. Окрашиваемую поверхность очищают стальными щетками от ржавчины и старой краски. Окраска делается в сухую погоду. Начинают окраску с верхних частей ветродвигателя, т. е. красят вначале ветроколесо, хвост, головку и затем переходят на башню, постепенно опускаясь вниз. Краску наносят тонким слоем, хорошо втирая ее щеткой.

Э. Р. ЗАКРЖЕВСКИЙ
ВЕТРОДВИГАТЕЛИ ДЛЯ МЕХАНИЗАЦИИ ЖИВОТНОВОДЧЕСКИХ ФЕРМ
МИНСК 1959

 




Статьи |  Фотогалерея |  Обратная связь

© 2006-2024 Bent.ru
Бесплатная строительная доска объявлений. Найти, дать строительное объявление.
Москва: строительство и стройматериалы.