При выполнении земляных работ грунт следует укладывать в сооружение с той плотностью, которая принята в проекте. Достигнутое уплотнение грунта оценивают коэффициентом уплотнения, определяемым по формуле где К — коэффициент уплотнения; γ0 — объемная масса скелета грунта, полученная после уплотнения, г/см3; γс —заданная контрольная объемная масса скелета грунта, г/см3. За качеством работ по укладке и уплотнению грунта должны систематически наблюдать работники грунтовой лаборатории, которые проверяют качество грунтов в выемках, карьерах и резервах с целью возможного их использования на отсыпке насыпей, проводят пробное уплотнение грунтов для уточнения требуемого количества ударов (проходов) грунтоуплотняющих машин и толщины отсыпаемого слоя грунта, участвуют в освидетельствовании скрытых работ и в их приемке. Все данные, характеризующие степень уплотнения грунта и толщину слоев, должны заносить в журнал контроля за уплотнением, который хранится на строительстве. Отбор образцов из оснований для установления состава и плотности грунтов производят из шурфов на глубине 0,5 м и более по сетке, разбиваемой по месту и в зависимости от литологического состава пород. Таблица 11-12 Данные для определения числа контрольных проб Грунты | Характеристика грунтов | Объем уложенного грунта на одну контрольную пробу | Глинистые и песчаные без крупных включений Гравелисто- галечные и мелкозернистые (с исключением крупных фракций) | Объемная масса и влажность Прочие характеристики грунта (для сооружений I и II класса) Объемная масса и влажность Гранулометрический состав Прочие характеристики грунта (для сооружений I и II класса) | 100-200 м3 20—50 тыс.м3 200—400 м3 1—2 тыс. м3 20—50 тыс. м3 | Отбор проб должен быть равномерным с тем, чтобы была обеспечена проверка степени плотности всех слоев грунта в различных частях сооружения. Количество отбираемых проб зависит от характера и объема работ, характеристики грунта и местных условий (табл. 11-12). Контрольные пробы грунта отбирают: на дорожной насыпи на расстоянии 20 м с обеих сторон проезжей части; на насыпях вертикальной планировки в шахматном порядке через 20—40 м; в обратных засыпках пазух, возле граней сооружения не дальше чем в 0,2 м от них. |