Оказывающих действие на колесо, показал, что при отсутствии контакта реборды колеса с рельсом экспериментальное значение коэффициента пропорциональности близко к 0,1. Коэффициент этот сильно меняется при трении реборды. Боковые силы не изменяются в аналогичных условиях испытаний при смещении колеса и рельса в поперечном направлении до тех пор, пока не погашаются свободные зазоры между ребордами колес и рельсами. При отсутствии зазоров боковые силы на колеса, проходящие расширенный или суженный участок пути, резко возрастают. Изложенное позволяет установить последовательность возникновения силовых воздействий на колесах.
В начале движения на колесах крана возникают усилия, размер и направление которых зависят от угла перекоса соответствующего колеса и его вертикального давления. Равнодействующие боковых сил колес, расположенных на передней и задней осях крана, начнут смещать мост в поперечном направлении, одновременно поворачивая его в плане относительно какого-то мгновенного центра вращения.
Повороту моста в плане способствует разность тяговых усилий левой и правой сторон крана, зависящая от степени загрузки каждой стороны. Боковая сила на ободе каждого колеса не превышает значения f Рк (где Рк — усилие колеса; f — коэффициент трения скольжения). Поперечное смещение и поворот моста будут происходить до тех пор, пока реборда одного или двух колес не вступит в контакт с рельсом.
При ограничении перекоса колесами, расположенными по одной стороне крана, наибольшая боковая сила на колесе будет складываться из максимальной силы на ободе, равной fPK, и усилия на реборде, ограничивающей момент перекоса моста. Наибольшая боковая сила может быть только на одной паре колес, расположенных на одной стороне крана или по диагонали, и силы на этих колесах должны быть направлены в разные стороны.
Для четырехколесных кранов с центральным приводом условия смещения и поворота моста в плане в начальный момент движения остаются теми же. Однако на ребордах, ограничивающих дальнейший перекос крана, в момент контакта с рельсом возникнут другие (по сравнению с краном, имеющим раздельный привод) боковые силы.