Архитектурно-планировочная структура школьных зданий
К наиболее распространенным композициям, характерным для современного школьного строительства в Финляндии, можно отнести:
— школы со свободной асимметричной планировкой;
— школы с компактным планом, центр которого занимают зальные помещения, а по периметру располагаются классные кабинеты, лаборатории, мастерские и другие помещения.
В связи с тем что в настоящее время в Финляндии не применяются типовые проекты, считается, что здания со свободной планировкой наилучшим образом могут учесть особенности каждого конкретного места строительства.
К достоинствам этой композиции также причисляются; возможность четкого функционального расчленения здания на отдельные достаточно изолированные блоки, исключение необходимости балансировать площади помещений в отдельных блоках, что позволяет добиться более рационального и экономичного решения, а также возможность осуществлять строительство школьного комплекса по частям, в порядке очередности.
Здания с компактным планом отличают: большая экономичность в строительстве и особенно в эксплуатации из-за малой площади дорогих ограждающих конструкций и минимальных теплопотерь, что имеет существенное значение в климатических условиях Финляндии;
малая площадь застройки, позволяющая размещать школу на участках ограниченных размеров, а также короткие внутренние связи между отдельными группами школьных помещений,
Для школьного строительства Финляндии характерна малая этажность зданий. Школьные здания небольшой вместимости строятся, как правило, одноэтажными.
Наиболее распространены 2—3-этажные школы на 600 - 1000 мест. Четырехэтажные здания в новом строительстве не применяются.
Имеются примеры строительства одноэтажных школ средней вместимости, причем финские специалисты считают, что наиболее перспективными являются одно-двухэтажные здания.
Последовательное снижение этажности школьных зданий в Финляндии вызвано исключительно строгим и повсеместным воплощением в жизнь принципа — «все перемены учащиеся должны проводить на воздухе».
Для школьного строительства Финляндии характерен гибкий подход к выбору этажности для различных групп школьных помещений, сочетание в одном здании корпусов с различной этажностью, широкое применение одноэтажных переходов и блоков смешанной этажности, что позволяет оптимально размещать здания на сложном рельефе.
По характеру ориентации основных учебных помещений в школьном строительстве Финляндии распространены две типовые композиции:
с ориентацией классов на одну сторону горизонта и ориентацией классов на две противоположные стороны (восток и запад).
Первый тип композиции применяется в школах со свободным асимметричным планом, причем школьное здание в этом случае, как правило, состоит из нескольких параллельно расположенных учебных корпусов.
Второй тип композиции характерен для школ с компактным планом, однако встречается и в зданиях со свободной планировкой в случае устройства отдельных компактных классных блоков.
В отношении группировки классных помещений в Финляндии можно наблюдать два прямо противоположных принципа: 1) четкая дифференциация отдельных групп классов в самостоятельные блоки, часто со своими изолированными входами и гардеробами;
2) неограниченное объединение большого числа классов вокруг общего холла или коридора. Можно выявить известную тенденцию к применению первого принципа в народных школах для младших учащихся, а второго - в лицеях и гимназиях для старших.
Авторы: доктор архитектуры С. Г. Змеул кандидат архитектуры В. К. Степанов, кандидат технических наук Б. А. Мусаелян
Москва, 1971 |