Устройство светопрозрачных ограждений, отделка, инженерное оборудование и конструкции школьных зданий
Особый интерес в практике школьного строительства в Финляндии представляет устройство светопрозрачных ограждений.
Особенности климата и светового режиме в Финляндии вызвали большое разнообразие в типах светопроемов и широкое применение фонарей верхнего света.
Как уже отмечалось в классах, кабинетах и других учебных помещениях этого типа - одностороннее ленточное освещение. Однако во всех остальных учебных помещениях и залах очень часто применяется двустороннее и верхнее освещение. Фонари верхнего света весьма разнообразны: треугольные и прямоугольные с плоскими стеклами, куполообразные, с вентиляцией и без вентиляции.
В случае необходимости устройства эксплуатируемой кровли применяются фонари из стеклоблоков, однако последние имеют малую светопропускную способность и поэтому применяются сравнительно редко.
Никаких жалоб на занос фонарей снегом не наблюдается — в самые суровые снегообильные зимы снег с фонарей сдувается или подтаивает.
В практике школьного строительства в Финляндии можно обнаружить также большой интерес к устройству светопрозрачных ограждений, расположенных в верхней зоне помещения, иногда даже выше уровня потолка помещения, со своеобразным крыловидным подъемом перекрытия. Такое широкое распространение верхнего света и окон в верхней зоне объясняется тем, что верхний свет является наиболее эффективным по сравнению с обычным боковым и позволяет в условиях Финляндии (для достижения высокого уровня естественно освещенности) ограничиваться минимальной площадью светопроемов, что дает экономию в строительстве и особенно в эксплуатации.
В Финляндии широко распространено устройство тройного остекления: при двух раздельных переплетах наружный делается одинарным, внутренний - двойным.
Применяются окна на горизонтальной и вертикальной осях, но наиболее распространены окна с обычным открыванием и верхними фрамугами.
В последнее время начали применяться окна с раздвижными стеклами, причем центральная часть стекла обычно стационарная, а боковые узкие стекла раздвижные.
При отделке школьных зданий широко применяют сочетание остающихся в "необработанном" виде простейших материалов с деталями и отдельными элементами отделки исключительно высокого качества.
Так, например, почти повсеместно кирпичная кладка и поверхности монолитного железобетона как снаружи, так и внутри здания, остаются неоштукатуренными, а только окрашиваются прозрачными или светлых тонов перхлорвинилацетатными красками, которые обеспечивают долговечность, немаркость и допускают мокрую протирку, но при этом качество кладки с расшивкой швов и внешний вид поверхностей монолитного железобетона превосходные.
Полы в школах, как правило, выполняют из перхлорвинилового линолеума или плитки, укладываемых прямо по цементной стяжке или теплому бетону. В гимнастических залах полы многослойные — дерево, резина, перхлорвиниловый линолеум.
Очень широко распространены подвесные потолки, играющие роль звукопоглощающих экранов, одновременно декорирующих инженерные коммуникации и удачно сочетающиеся со светильниками, часто вместо подвесных потолков применяются древесностружечные плиты, уложенные до бетонировки между несущими железобетонными балками и являющиеся одновременно опалубкой.
В качестве звукопоглощающих материалов используют деревянную рейку, асбоцемент, гипсовые древесноволокнистые, картонные и металлические перфорированные плиты,
дырчатый кирпич.
На стенах больших аудиторий и залов укрепляют дополнительные звукопоглощающие щиты в виде декоративных поверхностей (различные виды реек,
за ними мешковина и горный лен, стекло или шлакована и т. д.).
Как отмечалось выше, в школьном строительстве в Финляндии широко применяются различные типы раздвижных перегородок, жесткие и мягкие, гибкие шторы,
занавеси, а также встроенное и трансформируемое оборудование: шкафы, складируемые столы, скамьи и стулья, выдвижные и сборно-разборные сцены и трибуны, спортивные устройства и т. д.
Кроме всех видов встроенного отдельно стоящего оборудования и мебели, изучение которых является особой задачей, обращает на себя внимание рациональное устройство классных досок из толстого стекла обработанного пескоструйным аппаратом и покрашенного с тыльной стсроны в глубокий зеленый цвет.
Такие доски не блестят, на них прекрасно пишет мел, доски хорошо вытираются тряпкой, поверхность досок не истирается в течение 7—лет, причем после дополнительной обработки пескоструйным аппаратом качество досок полностью восстанавливается.
Школьное строительство в Финляндии отличается высоким техническим уровнем инженерного оборудования.
Наиболее распространенной системой отопления является централизованное воздушное отопление с увлажнением, работающее с утра до окончания занятий в школах (до 14 час.), дублируемое водяным отоплением, работающим остальное время суток (с нагревательными приборами в виде плоских радиаторов, размещенных под окнами).
Вентиляция с механическим побуждением. Школы оборудованы канализацией, водопроводом и горячим водоснабжением. Искусственное освещение — электрическое. Во многих классах, кабинетах и аудиториях, где предусмотрена демонстрация кино и диафильмов, комбинированное освещение с люминесцентными лампами и лампами накаливания.
Применение ламп накаливания с регулировкой накала через реостат позволяет создать уровень освещенности, достаточный для ведения записей при демонстрации фильмов.
Многие классы, кабинеты и аудитории, особенно в лицеях и гимназиях, оснащены полным комплектом оборудования и устройств для демонстрации кино и диафильмов, радио,
магнитофонами, телевидением.
В крупных аудиториях вузов и специальных технических учебных заведений применяется автоматика, регулируемое зашторивание свето- проемов (окон и фонарей), искусственное освещение, все виды проекции, в том числе проекции записей лектора по ходу лекции на доску.
Следует отметить, что в Финляндии стоимость оборудования школьных зданий составляет очень высокий процент общей стоимости строительства и достигает 50—100% и выше стоимости строительномонтажных работ.
Конструкции зданий. Наиболее распространенным конструктивным решением школьных зданий в Финляндии является железобетонный каркас с балочным, реже — с безбалочным перекрытием, что аналогично отечественной практике школьного строительства. Однако в Финляндии применяется в основном не сборный, а монолитный железобетон. Финские специалисты объясняют это сравнительно малым объемом и большой рассредоточенностью школьного строительства, а отсюда — экономическая нецелесообразность создания для таких объектов дорогостоящей индустриальной базы (заводы железобетонных изделий,
подъемные механизмы и т. д.). Применению монолитного железобетона способствуют климатические условия Финляндии (сравнительно мягкая зима) и, кроме того,
поддержка этой конструктивной системы, обеспечивающей максимальную гибкость и свободу в планировке зданий, со стороны заказчиков и архитекторов.
В качестве наружных стеновых ограждений применяется кирпич в сочетании с эффективными утеплителями, а также керамзитобетонные панели заводского изготовления.
Зальные помещения с пролетом до 18 м также перекрывают монолитными балочными конструкциями, иногда с заполнением деревянными конструкциями.
Применение несущих конструкций из металла и дерева носит случайный характер. Примером может служить народная школа в районе "Кивелия" в г. Лахти, которая была собрана из деревянных щитов заводского изготовления, причем эти конструкции,
выполненные, очевидно, в рекламных целях, так и не получили в дальнейшем широкого распространения.
Авторы: доктор архитектуры С. Г. Змеул кандидат архитектуры В. К. Степанов, кандидат технических наук Б. А. Мусаелян
Москва, 1971 |