Строительная доска объявлений - BENT.RU
Cтроительный портал BENT. Проектирование, гражданское и промышленное строительcтво. Проектирование зданий.

Добавить объявление
Строительные объявления Строительная документация Статьи по строительству Строительный портал

ПРОЕКТИРОВАНИЕ И СТРОИТЕЛЬСТВО ШКОЛЬНЫХ ЗДАНИЙ В ФИНЛЯНДИИ

  [Раздел: Строительство школ]

Планировка и оборудование школьных помещений

Классные помещения. В Финляндии существует не один, а несколько типов классов. Нормами предусматривается проектирование следующих типов классных помещений:

класс А — площадью 44,47 м2 с пролетом 6,0 -7,0 м; класс В — площадью 54 60 м2 с пролетом 6,5 7,0 м; класс С и Д площадью 57 60 м2 с пролетом 6,5 7,0 м; класс Е — площадью 30 36 м2 с пролетом 5,0 7,0 м.

Норма площади классных помещений 1,5 м2 на ученика. Однако в практике школьного строительства наиболее распространены два типа классов:

— площадью около 56 м2 для 34 учащихся младшего возраста;

— площадью около 60 м2 для 40 учащихся старшего возраста. Небольшое число классов в каждой школе имеет площадь 30 м2 для занятий по предметам, требующим разбивки класса на две подгруппы по 17-20 учащихся.

Классы обычно имеют геометрические размеры 7х7 и 7х9 м; в последние годы получили распространение классы размерами 8,10X7,10 м.

Классные помещения с глубиной менее 7,10 м, как правило, не встречаются, так как считается, что они не позволяют разместить обычно применяемые в школах Финляндии одноместные столы.

Господствующим типом классных помещений в Финляндии в настоящее время являются так называемые «квадратные» классы,

В послевоенные годы в школьном строительстве широко экспериментировались различные типы классов, в том числе классы много-угольные (пяти- и шестиугольные, трапециевидные), классы с нишами и другие, однако оптимальными признаны именно «квадратные» классы.

Высота классных помещений нормируется следующим образом:

— в классах с естественной вытяжкой —3,2 3,4 м;

— в классах, оборудованных вентиляцией с механическим побуждением, - 2,9 м.

Большая часть современных школьных зданий имеет высоту классных помещений 2,9 м.

При этой высоте классных помещений и глубине порядка 7,0 8,0 м, при высоте верхней грани окна в 2,7 2,8 м и площади остекления, составляющей 15-20% площади пола, никаких дополнительных подсветов не устраивается.

Считается, что в климатических и географических условиях Финляндии (низкое солнце, продолжительный зимний период и большое число пасмурных дней) недостаток естественного освещения на дальнем от окон ряду столов должен компенсироваться искусственным освещением.

в Финляндии проектировались и строились школы с классными помещениями, имеющими двустороннее и угловое освещение, однако они не получили широкого распространения.

Почти все классные помещения в современных финских школах имеют фрамуги между классом и коридором, однако, как правило, эти фрамуги устраиваются не для освещения классов, а предназначены для подсвета коридоров и возможности для воспитателя наблюдать за классом из коридора, а также для создания ощущения свободного и единого пространства в интерьере школы.

Кроме одноместных столов со стульями классы оборудуются основной ленточной доской во всю ширину помещения, дополнительной ленточной доской по стене, противоположной оконным проемам, притолочной доской на задней стене, встроенными шкафами и умывальником.

Некоторые классы имеют питьевые фонтанчики.

Лаборатории, кабинеты и мастерские. Народные школы имеют ограниченный состав лабораторий: обычно объединенную лабораторию для физики, химии и биологии, состоящую из двух помещений, — одно для теоретических занятий и лекций с демонстрацией так называемых «фронтальных» опытов и другое для практических занятий учащихся. Эти помещения, как правило, размещаются в одном блоке, между ними лаборантская.

Помещение для теоретических занятий имеет форму амфитеатра и оборудуется сиденьями с пюпитрами; помещение для практикумов оборудуется сблокированными различным способом многоместными лабораторными столами с подводкой газа, электрического тока, воды.

8. Профессионально-техническое училище в Тампере. План первого этажа

9. Профессионально-техническое училище в Тампере. План второго этажа

10. Профессионально-техническое училище в Тампере. План третьего этажа

Интересно компактное устройство низких вытяжных шкафов-колпаков в каждом ряду лабораторных столов в частном лицее в Тапиоле.

По действующим нормам народная школа должна иметь две мастерские: по обработке дерева (90-150 м2) и по обработке металла (90 135 м2), в школах малой вместимости устраивается одна объединенная мастерская (94 104 м2)-

Обычно столярная мастерская состоит из собственного помещения мастерской площадью 60—75 м2, комнаты для склеивания и окраски (с механической вытяжкой), комнаты для преподавателя и склада для хранения материалов с самостоятельным входом с участка (или окном для загрузки материалов). Перегородки между этими помещениями (кроме склада), как правило, остекленные.

Слесарная мастерская имеет обособленное помещение для сварочных и кузнечных работ с соответствующим оборудованием. Высота помещений в мастерских 2,5 3,4 м.

Кабинет домоводства также состоит из нескольких помещений:

— комнаты для кройки и шитья (около 60 м2), оборудованной швейными машинами, столом для кройки, настенной доской от пола до потолка, гладильными досками и т. д.,

— комнаты для занятий по «домашней экономике», оборудованной электроплитами, мойками, шкафами для посуды и продуктов, холодильниками и т. п., и примыкающими к ней небольшими помещениями для сервировки, а также макетом квартиры (в натуральную величину) — всего около 110—135 м2.

Обращает на себя внимание образцовая постановка преподавания домоводства, обучение учащихся не только приготовлению пищи, но и пользованию современными бытовыми приборами и машинами, ведению домашнего хозяйства, составлению физиологически обоснованного меню, расчету бюджета семьи, знакомству с ценами и характеристикой продуктов питания, способами их хранения, консервирования, обработки и т.д.

Состав и площади кабинетов и лабораторий лицеев и гимназий значительно более развиты по сравнению с народной школой и определяются расчетом в соответствии с принятой учебной программой, которая имеет значительные колебания в разных учебных заведениях.

11. Школа и вечерний институт в Тампере.

Главный фасад и разрезы

Ремесленные и технические школы и училища также имеют развитый состав лабораторий и особенно мастерских, хорошо оборудованных и оснащенных, представляющих собой по существу фрагменты заводских цехов. Размещаются мастерские, как правило, в обособленных одноэтажных корпусах, имеющих двустороннее или верхнее освещение.

Зальные помещения. В отличие от отечественной практики/ в Финляндии гимнастические залы есть не во всех учебных заведениях, а только в народных школах, лицеях, гимназиях и высших учебных заведениях.

В средних технических учебных заведениях, профессиональных, ремесленных школах и училищах в программе учебных занятий физкультуры нет и здания проектируются и строятся без гимнастических залов.

При проектировании народных школ нормами предусматривается устройство двух типов гимнастических залов:

тип А — площадь 90 120 м2, с пролетом 8,0 12,0 ми высотой 4,0 4,5 м;

и тип Б — площадь 130 148 м2, с пролетом 9,0 12,0 ми высотой 4,5 5,2 м.

При каждом зале должна быть комната для переодевания площадью 40,0 45,0 м2 и снарядная площадью 18,0 20,0 м2.

Высота этих помещений нормируется в пределах 2,2 3,4 м.

Однако в практике школьного строительства в двух-, и трехкомплектных народных школах, лицеях и гимназиях, как правило, актовые- гимнастические залы совмещенные, размером (в зависимости от вместимости зданий) — 12X24, 13X26, 15X30, 18X36 м. Залы обязательно расчленяются мягкими подъемными занавесами на два или три помещения для занятий отдельных групп по 20 учащихся (в большинстве школ — для мальчиков и девочек).

Очень типична для современной практики такая планировка зала, при которой непосредственно к длинной стороне зала примыкает сцена со снарядными по бокам, а другие стороны зала отделяются от окружающих помещений раздвижными перегородками.

Напротив сцены устраивается кинопроекционная. Раздевальные часто расположены в подвале или друг над другом и связываются с залом внутренними лестницами. Типичной планировкой раздевальных является устройство двух помещений по сторонам душевой со смотровым окном из коридора в душевую для наблюдения за поведением учащихся.

Смежно с совмещенным актовым-гимнастическим залом, как правило, располагаются вестибюль и столовая и благодаря тому, что между ними и залом устроены раздвижные перегородки, все пространство этих крупных помещений может объединяться и использоваться для различных целей. Очень часто помещение столовой проектируется в виде амфитеатра, открытого в сторону зала, что позволяет удобно использовать столовую для размещения зрителей.

Под сценой предусматривается пространство, где размещаются на тележках складируемые стулья или скамьи, закрываемое трансформируемым устройством для организации входа на сцену или небольшого амфитеатра для выступлений хора.

В большинстве случаев сцена отделяется от зала раздвижной перегородкой и может самостоятельно использоваться для занятий небольших групп учащихся ритмикой, пением, танцами или физкультурой.

В некоторых залах сцена представляет собой сборно-разборную конструкцию из легких ящиков, хранящихся в специальной кладовой.

Весь планировочный узел залов, столовой и вестибюля, как правило, достаточно изолирован от остальных помещений, имеет непосредственный доступ с участка и может легко использоваться населением для организации вечеров, банкетов и т. д.

Гимнастические залы хорошо оборудуются убирающимися подвесными и напольными снарядами, светопроемы остекляются витринным стеклом толщиной 6 мм, не нуждающимся ни в каких защитных приспособлениях.

Специальные актовые залы в школах Финляндии крайне редки, например в школе «Самполо» в Тампере устроен зал на 548 мест в связи с тем, что эта школа объединена с рабочим институтом, и актовый зал предназначен не столько для собственно школы, сколько для муниципальных мероприятий (концерты, кино, собрания).

Столовые в школах проектируются из расчета трех-четырех посадок и имеют развитый кухонный блок с электрическим оборудованием.

Питание в школах организуется, как правило, одним из следующих способов:

— путем доставки полуфабрикатов или готовых завтраков и обедов из центральных кухонь-заготовочных, обслуживающих группу школ,

— или путем приготовления «стандартных» завтраков из концентратов,

К обслуживанию кухонного блока и столовой широко привлекаются сами учащиеся в порядке практики по домоводству.

Административные и обслуживающие помещения. Обращает на себя внимание продуманность планировки и оборудования учительских, которые проектируются в виде довольно сложного комплекса помещений, состоящего из собственно комнаты для отдыха учителей с обязательными секционными шкафами (с отделением для каждого учителя), небольшого гардероба, изолированной или отделенной раздвижной перегородкой от комнаты для занятий или тихого отдыха, кабин для телефонных разговоров и небольшого буфета с устройствами для приготовления кофе.

Ни в одной из школ, с которыми познакомились авторы, не было хорошей библиотеки. В некоторых школах имелись небольшие, по существу, пустующие помещения, с несколькими десятками учебников. Финские специалисты объясняли это тем, что учащиеся пользуются районными библиотеками (например, библиотека в районе Куолошари г .Хельсинки).

Вестибюли, гардеробы, рекреации. Существенно отличаются от отечественной практики планировочные решения вестибюлей гардеробов. Для того чтобы школьники все перемены проводили на воздухе, устраиваются преимущественно дифференцированные, рассредоточенные гардеробы. Как правило, это простые крючки на доске вдоль коридора-рекреации; часто встречаются секционные гардеробы на группу в 2-4 класса, расположенные непосредственно у классных помещений или в специальном помещении на первом этаже.

В вестибюлях предусмотрены небольшие гардеробы, рассчитанные на контингент лиц, пользующихся гимнастическим и актовым залами во внеучебное время.

В то же время вестибюль имеет значительную площадь и выполняет функции главного распределительного холла, связывающего все основные группы школьных помещений.

Рекреации проектируются из расчета 25 м2 на каждое классное помещение и 5-25 м2 на каждое учебное помещение (лаборатория, кабинет, мастерская). Минимальная ширина рекреации при односторонней застройке принимается 2,2 м, при двусторонней - 3,0 м.

Почти все школы имеют коридорные рекреации, причем очень распространены рекреации с двусторонней застройкой, освещаемые с торца или имеющие верхний свет. Нередко встречаются и рекреации, не имеющие прямого естественного света, а освещаемые только вторым светом через фрамуги между рекреацией и классами.

18. Технологический институт в Отаниеми. Макет

19. Технологический институт в Отаниеми. План первого этажа

В лицеях и гимназиях распространено устройство вместо коридоров-рекреаций открытых галерей,выходящих в общий двух- или трех- светный холл.

Можно определенно сказать, что в финских школах рекреации рассматриваются не как место, предназначенное для проведения перемен (эти функции выполняет школьный двор), а только как коммуникация и место расположения гардеробов для верхней одежды и обуви учащихся.

Очевидно с этим связана и другая характерная черта финских школ: ученические туалетные всегда проектируются только централизованными, единым блоком на всю школу, и не имеют никакой внутренней связи с остальными школьными помещениями. Туалетные, как правило, есть на первом этаже или в подвале, с входом с участка.

Весьма характерным для финских школ является устройство на участке крытых навесов, непосредственно примыкающих к выходам из школьного здания и предназначенных для проведения перемен в ненастную погоду. Навесы имеют очень легкую конструкцию, с применением металла и дерева.

Авторы: доктор архитектуры С. Г. Змеул кандидат архитектуры В. К. Степанов, кандидат технических наук Б. А. Мусаелян
Москва, 1971

  « 1 2 [3] 4 5 6 7 »




Статьи |  Фотогалерея |  Обратная связь

© 2006-2024 Bent.ru
Бесплатная строительная доска объявлений. Найти, дать строительное объявление.
Москва: строительство и стройматериалы.