Вопросы архитектурно-художественного решения
В основе композиционного разнообразия и архитектурно-художественной выразительности зданий массового строительства должно лежать их функциональное решение. В большой мере это положение можно отнести к строительству школ в Финляндии.
Функциональная организация школьного комплекса, как правило, пронизывает все объемно-планировочное решение, включая учет особенностей отведенного участка, внутренней структуры и вместимости здания того или иного типа школы, гигиенических и педагогических требований.
Поскольку эти компоненты в связи со сложившейся системой образования в общей сумме почти никогда не повторяются, то соответственно не повторяются и объемно-планировочные решения.
Первое, что следует отметить, говоря о финских школах, — это гармоничное сочетание архитектуры зданий с окружающей природой. Финские архитекторы умеют бережно и мастерски обращаться со своей скупой, но прекрасной природой.
Перепад высот рельефа помогает им разнообразно компоновать комплекс школы, нередко состоящей по функциональным требованиям из однотипных блоков; вертикали сосен выразительно сочетаются с горизонталями ленточных окон невысоких школьных зданий, грубые гранитные глыбы контрастируют с блеском стеклянных плоскостей. Примером может служить финско-русская школа в Хельсинки.
Стремление к наиболее рациональной организации внутренних связей школьного здания диктует архитектурно-планировочное решение с разными по объему и количеству этажей отдельными блоками помещении. Такой подход к разработке школьного комплекса создает предпосылки для выразительного архитектурного произведения. Разумеется, чтобы эти предпосылки были реализованы, необходимы и другие факторы, в частности талант зодчего.
Палитра финских архитекторов кроме разнообразного объемного решения здания и его связи с природой включает еще использование художественных свойств натуральных материалов—дерева камня кирпича. Конструктивной основой большинства финских школ является железобетонный каркас. Но, стремясь к более выразительному архитектурно-художественному решению, финские архитекторы сохраняя тектоническое выражение конструкций, нередко сочетают их с плоскостями кирпичной или каменной кладки и дерева. Такой принцип, основанный на контрасте фактур и цвета различных материалов, приводит, как правило, к положительным результатам.
29. Типы классов, применяемые в школьном строительстве
В постройках финских учебных заведений довольно широко используется металл (алюминий, медь). Алюминиевые витражи в контрасте с материалами несущих конструкций иногда становятся решающим фактором в достижении художественной выразительности здания. В Финляндии имеются большие залежи медноносных пород. Медь относительно дешева, и, очевидно, поэтому имеются примеры, когда здание облицовывается медными листами.
Так, архитектурно-художественный образ здания коммерческого училища в г. Тампере в большей мере основан на контрасте плоскости темно-золотистого медного витража и глухой плоскости, облицованной светло-серыми панелями.
Это здание представляет интерес и с точки зрения организации и развития внутреннего пространства. Войдя в здание, посетитель попадает в трехсветный квадратный зал, огражденный с двух сторон открытыми лестничными клетками, а с третьей — раздвижной стенкой, которая в часы общих собраний может объединить скрытый за ней гимнастический зал с квадратным в единое пространство. Лестничные марши ведут к четырем учебным секциям (две на втором этаже и две на третьем). В каждой секции объединяется по восемь аудиторий. В центральной части сосредоточены специализированные крупные аудитории.
Таким образом, развитие пространства осуществляется по принципу «от общего к частному», от крупных помещений к более мелким, с группировкой последних вокруг центрального ядра. Такое построение характерно и для других учебных заведений, главным образом для средних и высших.
В финских школах обращает на себя внимание решение внутренних коммуникаций. Учитывая функциональные требования к внутренним связям, финские архитекторы стремятся в то же время направить посетителя таким образом, чтобы перед ним разнообразно раскрывалось пространство:
неширокая рекреация дополняется видом через сплошное остекление на архитектурно организованный внутренний дворик; лестничные марши нередко делают открытыми, так что интерьер воспринимается постепенно и с разных точек зрения;
если здание имеет двустороннюю застройку, то движение по центральному коридору организовывается, как правило, на свет. Архитектурная организация пространства нередко усиливается синтезом с монументальной живописью и скульптурой. Примером может служить новое здание политехнического института в г. Тапиола.
Главный вход в здание акцентирует скульптура, символизирующая сложность мышления современного человека. Авторы добились выразительности благодаря контрасту между гладкими плоскостями стен здания и сложными переплетенными формами скульптуры.
Следует остановиться также на решении интерьера фойе актового зала. Парадная лестница выводит посетителя в зал фойе, которое представляет часть квадрата, ограниченного цилиндрической стеной актового зала. Освещенная с одной стороны сплошным витражом, кривая стены уводит взгляд посетителя к торцу, на котором выразительно выделяется цветовое панно.
На стене, расположенной перпендикулярно к естественному свету, размещается рельефное панно, грани которого выгодно освещаются косыми световыми лучами. Эти примеры характеризуют профессионально грамотное использование художественных средств в синтезе с архитектурой.
В целом же следует отметить, что применение декоративных средств, особенно в массовом школьном строительстве, весьма ограничено.
Выразительность архитектуры достигается главным образом объемно-пространственным решением и сочетанием цвета и фактуры строительны» и отделочных материалов
Авторы: доктор архитектуры С. Г. Змеул кандидат архитектуры В. К. Степанов, кандидат технических наук Б. А. Мусаелян
Москва, 1971 |