Выводы и предложения
1. В отношении общего архитектурно-планировочного решения школьных зданий наибольший интерес для отечественной практики представляет проектирование в Финляндии школ с компактным планом трех- и многопролетной сеткой опор, двусторонней ориентацией классных помещений и расположением зальных помещений в центре здания.
Такие планировочные решения могут найти применение в I строительно-климатической зоне, как обладающие минимальной площадью наружных ограждений, обеспечивающие резкое сокращение теплопотерь, экономичные в строительстве и эксплуатации.
2. В Финляндии более широко, чем в России, экспериментируются и применяются в массовом школьном строительстве различные типы классных помещений, кабинетов,
лабораторий (прямоугольные, квадратные, многоугольные, с расположением ученических столов амфитеатром, со столами, окружающими место преподавателя и т. д.).
Как правило, в школьном строительстве в Финляндии применяются глубокие учебные помещения с пролетом 7—8 м, что обеспечивает более гибкое использование помещения, свободную расстановку ученических столов, приближение ученических мест к доске и учителю.
3. В Финляндии широко применяются и показали высокие эксплуатационные качества помещения, рассчитанные на трансформацию, универсальное и многостороннее использование, в том числе совмещенные актовые-гимнастические залы. В то же время в отечественной практике попытки применения таких залов по ряду причин успеха не имели (из-за отсутствия раздвижных перегородок и занавесов, складируемой мебели, недостатков эксплуатации и ухода за помещениями).
Используя финский опыт в нашей практике имеет смысл разработать экспериментальные проекты сельских средних школ небольшой вместимости (до 640 мест) с объединенными актовыми-гимнастическими залами, расположенными смежно со столовыми и вестибюлями-фойе, с возможностью их трансформации и совместного использования.
4. В связи со строгим осуществлением принципа — «все перемены учащиеся проводят на открытом воздухе» — в финских школах применяются, как правило, только рассредоточенные гардеробы и централизованные санузлы для учащихся (со входом со стороны участка). Этот принцип может быть использован в отечественном проектировании экспериментальных школ для внедрения в первую очередь в южных районах страны, где проведение перемен учащимися на открытом воздухе имеет широкое распространение.
5. Практика школьного строительства в Финляндии свидетельствует о большом разнообразии и высоких эксплуатационных качествах всех видов верхнего освещения, в том числе куполообразных фонарей, а также высокой эффективности тройного остекления, особенно для северных районов.
6. Учитывая положительный опыт применения в школьном строительстве Финляндии различных материалов и методов отделки, следует рекомендовать при проектировании новых школьных зданий:
а) при наличии кирпича и железобетонных изделий достаточно высокого качества предусматривать отделку помещений без штукатурки и затирки бетонных поверхностей, с покраской их перхлорвиниловыми красителями:
б) более широкое применение звукопоглощающих плит и материалов в помещениях, требующих акустической обработки, а также
рулонного линолеума и плиток из пластмасс для покрытий полов;
в) использовать современное складируемое и трансформирующееся оборудование и мебель, встроенное и пристроенное оборудование, раздвижные перегородки,
занавесы и т. д.
г) разработать по типу финских классные доски из обработанного пескоструйным аппаратом стекла.
Авторы: доктор архитектуры С. Г. Змеул кандидат архитектуры В. К. Степанов, кандидат технических наук Б. А. Мусаелян
Москва, 1971 |