Строительная доска объявлений - BENT.RU
Cтроительный портал BENT. Проектирование, гражданское и промышленное строительcтво. Проектирование зданий.

Добавить объявление
Строительные объявления Строительная документация Статьи по строительству Строительный портал

ОПЫТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СТРОИТЕЛЬСТВА НОВЫХ ТИПОВ ШКОЛ ЗА РУБЕЖОМ

  [Раздел: Строительство школ]


ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ФОРМИРОВАНИИ НОВЫХ ТИПОВ ШКОЛЬНЫХ ЗДАНИЙ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

Непрерывно увеличивающийся объем знаний ставит перед всеми учебными учреждениями и, в частности, перед общеобразовательной школой, задачу повышения эффективности учебного процесса. В Советском Союзе планомерно осуществляется широкая программа совершенствования народного образования и программа подготовки высококвалифицированных кадров преподавателей. Ежегодно строятся сети зданий общеобразовательных школ, которые призваны быть материально-технической базой для реализации всеобщего среднего образования новых и перспективных в масштабах страны. Социальная особенность советской школы состоит в соединении обучения с воспитанием молодой смены строителей коммунистического общества. В нашей стране уделяется большое внимание поискам такой организации обучения учащихся соответствующей архитектурно-пространственной среды, которая способна обеспечить интенсификацию учебного процесса, получение высокого качества образования и наиболее эффективное усвоение знаний, вызванное требованиями научно-технической революции.

Интенсификация учебного процесса в капиталистических странах чаще всего обусловлена такими социальными предпосылками, как нехватка преподавательских кадров, отсутствие единой системы образования для разных социальных слоев общества, "индивидуализация" обучения. Особое внимание, как правило, уделяется поискам новых методов, связанных с "технизацией" и индивидуализацией обучения на основе современных технических средств, призванных решить задачу интенсификации учебного процесса. В этом направлении, начиная с 60-х годов, проводятся отдельные научные исследования и экспериментальное проектирование, осуществляется строительство зданий для организации экспериментального учебного процесса. Для советской типологической науки и проектно-строительной практики изучение зарубежного опыта представляет интерес с точки зрения критического анализа и целесообразного использования наиболее прогрессивных предложений.

Наиболее интересные структурные поиски нового типа школ, новой организации учебного процесса с применением современных активных методов обучения и технических средств ведутся в США, ФРГ, Франции, Англии, Швеции и в некоторых других странах. В обзоре излагаются только основные современные тенденции зарубежного школьного строительства, определяющие направление наиболее прогрессивных изменений в формировании типов школьных зданий, на основе новой технологии учебного процесса и влияния обучающей техники.

Приведенные примеры прогрессивного опыта школьного строительства выбраны в наиболее технически развитых капиталистических странах, в которых требования технического прогресса привели к наибольшим противоречиям в социальной и педагогической организации учебного процесса средней школы. Устаревшие методы обучения, с одной стороны, и растущие потребности в высококвалифицированных кадрах в технически развитых странах, с другой,- создали предпосылки Для обязательной реорганизации учебного процесса, преобразования педагогической практики и разнообразных поисков рационального решения проблемы. Задача интенсификации учебного процесса и повышения эффективности обучения учащихся, вызванная увеличением объема учебной программы, привела к необходимости применения различных видов обучающих устройств и программированного обучения, результатом чего явились поиски новой "технологии учебного процесса в целом.

Традиционные типы школьных зданий с их классической "пальчиковой" корпусной композицией и жесткой фиксацией учебных помещений оказались неприемлемыми для организации внутренней пространственной среды педагогических экспериментов и новых педагогических методов обучения. Стали создаваться школьные здания, способные отразить гибкую организацию учебного процесса и влияние технологии технических средств обучения. Новые задачи были поставлены также перед проектированием школьных зданий в организационном аспекте, например в направлении многофункционального использования помещений внутри зданий и связи школьных зданий с другими учреждениями: спортивными, питания, культуры, отдыха, досуга и др.

Интенсификация учебного процесса осуществляется на основе новых активных методов "обучения и применения обучающей техники. Совершенствование школьных зданий направлено на создание такой архитектурно-планировочной структуры школ, которая отвечала бы всем требованиям современного и перспективного педагогического процесса.

Основные вопросы, по которым ведутся поиски и научные исследования с целью определения оптимальных типов школьных зданий, следующие:

  • изменение форм и методов обучения, масштабов применения технических средств, комплексов и видов обучающей техники, применения методов программированного обучения;
  • влияние прогрессивных форм и методов обучения на формирование новой и реорганизацию традиционной функциональной структуры школьных зданий, на развитие функциональных групп помещений, на состав, площади и оборудование в связи с применением различных видов обучающих устройств;
  • совершенствование инженерно-технического уровня, строительства школьных зданий, применение большепролетных конструкций для осуществления свободных, гибких планировочных решений, возможности трансформации помещений; создание оптимального микроклимата, применение кондиционирования, верхнего естественного и смешанного освещения, обеспечивающего свободную организацию помещений; применение средств связи, передачи информации и управления учебным процессом;
  • расширение сферы деятельности школы в комплексе с общественными учреждениями жилых районов при взаимном использовании комплекса общественных зданий и школьного здания как учащимися, так и жителями района.

Следует отметить, что исследования осуществляются с учетом требований различных специальных областей наук: педагогики, гигиены, архитектуры, кибернетики, электроники, психологии, социологии и др. Проектированию, как правило, предшествует разработка модели нового учебного процесса с использованием новых учебных программ, экспериментальных форм, новых методов и технических средств обучения, определяются задачи функционирования школы в комплексе с другими учреждениями.

На этой основе создаются проекты зданий школы для экспериментального исследования учебного процесса. Отдельные, наибо- лее прогрессивные результаты экспериментов предназначаются для внедрения в практику.

Ревизуются традиционные формы классно-урочной системы. В некоторых странах это направление нашло отражение в принципах группового обучения учащихся и бригадной организации учителей. Экспериментальный характер педагогических исследований, мобильная организация учебного процесса потребовали гибких планировочных решений, построенных на трансформации открытого внутреннего пространства, зонирования учебных площадей с помощью мебели и оборудования.

Внедрение обучающей техники в учебный процесс оказало значительное влияние не только на формы и методы обучения, но и на формирование структуры зданий состав, площади, оборудование помещений. Развитие электроники стимулировало создание новых моделей обучающих машин, кибернетических схем обучения.

В отличие от принципа всеобщего среднего образования, принятого в Советском Союзе, в ряде капиталистических стран, особенно в США, распространена концепция "дифференцированного по способностям" образования и выбора профессии, В связи с этим ликвидируется единый классный коллектив как первичная ячейка школы, и учащимся предоставляется возможность заканчивать образование в соответствии со своими возможностями".

Положительным является совершенствование интерьеров и уровня инженерного оборудования, что связывается с необходимостью организации внутренней среды зданий, огражденной от влияния вредных факторов внешней среды больших городов. Делаются попытки оборудования интерьеров школьных зданий с учетом новых требований психологии. Планировка помещений осуществляется с учетом зонирования пространства, что создает психологическое разнообразие и смену впечатлений для детей, находящихся длительное время в здании школы.

Осуществляется детальная разработка благоустройства участков школ в направлении связи с природой, функциональной и пространственной связи школьных зданий с жилой застройкой, использования территории участка как учащимися, так и жителями районов.

Уделяется внимание вопросам экономической эффективности как единовременных капитальных вложений, так и эксплуатационных затрат в различных вариантах функционирования школьных комплексов, при обеспечении максимальной загрузки учебно-воспитательных помещений и общественных учреждений жилых районов. Ведутся исследования эффективных форм образования для увеличения национального дохода от совершенствования процесса обучения с помощью применения обучающей техники, более рациональной функциональной и планировочной структуры зданий.

Определение тенденций развития и критический анализ опыта строительства зарубежных школьных зданий, изучение различных точек зрения на задачи совершенствования "технологии" учебного процесса представляют интерес для отечественной практики, для создания материально-технической базы научной организации педагогического труда и перспективных задач народного образования.

ОПЫТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СТРОИТЕЛЬСТВА НОВЫХ ТИПОВ ШКОЛ ЗА РУБЕЖОМ
Составитель кандидат архитектуры Н.П. Афанасьева
Научный редактор доктор архитектуры., профессор Г.А. Градов
Москва, 1974

  [1] 2 3 4 5 6 7 8 »




Статьи |  Фотогалерея |  Обратная связь

© 2006-2020 Bent.ru
Бесплатная строительная доска объявлений. Найти, дать строительное объявление.
Москва: строительство и стройматериалы.