Строительная доска объявлений - BENT.RU
Cтроительный портал BENT. Проектирование, гражданское и промышленное строительcтво. Проектирование зданий.

Добавить объявление
Строительные объявления Строительная документация Статьи по строительству Строительный портал

ОПЫТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СТРОИТЕЛЬСТВА НОВЫХ ТИПОВ ШКОЛ ЗА РУБЕЖОМ

  [Раздел: Строительство школ]

США

Процесс преобразования школьных зданий начался в США с 1960 г., когда наиболее четко выявилась необходимость в реорганизации устаревших методов преподавания на основе аудиовизуальной техники и программированного обучения в связи с нехваткой квалифицированных педагогических кадров. Результатом работы специально созданной комиссии явился экспериментальный план перестройки учебного процесса с максимальным применением обучающей техники под названием "Плана Трампа". На основе этого плана был построен ряд экспериментальных школьных зданий с учетом организации учебного процесса на основе "группового обучения" учащихся; "бригадной организации" учителей и применения различных видов аудио-визуальной техники.

Результаты исследований комиссии показали, что американская система образования в настоящее время является консервативной и создает препятствия на пути внедрения новых средств и методов обучения несмотря на большой ассортимент новых учебных пособий и технических средств обучения. Предметом экспериментов и исследований стали формы образования:

  • традиционная школьная система с обязательным посещением занятий с применением обучающих средств;
  • заочная программа обучения под названием "открытый университет";
  • "новая образовательная программа" с использованием программированного обучения и "средств реального мира";
  • "свободная школа", где цели обучения определяются учащимися;
  • "сеть обучения", назначение которой состоит в обеспечении доступа к средствам обучения для желающих,
  • Появились также различные проекты организации обучения в будущем, например "обучающая система", "школа без стен", "аудитивная система обучения" и ряд других.

Основная концепция, проходящая через все формы учебного процесса - это индивидуализация обучения.

В США осуществляются разнообразные научные исследования по разработке перспектив развития новых типов средних школ, отвечающих новым требованиям педагогики. Американские проектировщики предлагают несколько вариантов строительства новых типов школ.

Предполагается, что школа 80-х годов будет обслуживать не только учащихся, но и население. Здание может быть представлено в виде обширного крытого звуконепроницаемого пространства с кондиционированием воздуха, с электро-, водо-, газопроходами и другими инженерными коммуникациями в потолке, стенах и в полу, так называемые школы без внутренних стен и перегородок. Легкие раздвижные перегородки, доходящие и не доходящие до потолка, смогут делить это пространство на отдельные помещения любого размера, в том числе и для классных занятий. Такие "классы" располагаются по периметру школьной библиотеки, которой отводится центральное место.

В классах учащиеся могут собираться для прохождения учебных программ под наблюдением и контролем учителей. Индивидуальный характер работы будет протекать преимущественно в школьной библиотеке, укомплектованной книгами, коротко- и полнометражными фильмами, диапозитивами, грампластинками, магнитофонными лентами. Электронная система информации позволит каждому ученику получить для временного пользования звуковую видеозапись по любому учебному предмету.

Для индивидуальных занятий в предложенной модели проектируются около 175 кабин, откуда учащиеся могут затребовать материалы по 224 учебным программам. Учителям выделяется время для приготовления радио- и телеуроков, записанных на пленку для хранения в библиотечном фонде. Предполагается, что библиотека будет иметь радио— и телесвязь с несколькими десятками школ и педагогическими колледжами района.

Учитель организует свою работу, сочетая классные занятия с занятиями в центрах - хранилищах библиотеки и чередуя групповые и индивидуальные занятия учащихся по разным предметам, где ученики могут проводить свои исследования с микроскопом или другими приборами, руководствуясь указаниями магнитофонной записи или короткометражного фильма. В школе будущего библиотеке отводится большая часть школьного пространства за счет сокращения числа помещений учебной площади.

Другим вариантом школы будущего является создание в крупных городах больших учебно-воспитательных комплексов на 10 тыс. детей, включающих учебно-воспитательные заведения, начиная с яслей и кончая средними школами и колледжами.

В этом варианте общая центральная школа на несколько тысяч учащихся должна иметь лаборатории, библиотеку и читальные залы, музыкальные и художественные комнаты, гимнастические залы, плавательный бассейн, мастерские, кабинеты по профориентации и т.д. "Школу-гигант" предлагается разделить на несколько отделений, расположенных в отдельных частях здания. В каждом отделении должны быть педагогический совет, ученическое самоуправление, ученический оркестр и т.д.

Национальная ассоциация директоров средних школ выдвинула еще один вариант решения будущего школьного здания. Авторы предлагают выyести основную учебно-воспитательную работу за пределы школьного здания. Вместо того, чтобы внутри школы создавать имитацию окружающей жизни, предлагается как бы "разрушить" стены школы и вывести учащихся в гущу самой жизни, создать "школу без стен". В этом случае школьные здания представляются сравнительно небольших размеров и будут напоминать своеобразную "автобусную станцию" откуда в разное время учащиеся небольшими группами будут доставляться в музеи, художественные галереи, библиотеки, государственные и общественные учреждения, на различные промышленные предприятия. Такие внешкольные занятия будут занимать 2/3-3/4 всего учебного времени. Классных занятий будет не более

16 уроков в неделю. Еженедельно учитель будет информировать прикрепленные к нему группы о предстоящих выездках за пределы школы. Один раз в неделю учащиеся будут собираться группами по 14-15 человек для взаимного общения и дискуссий. Остальные 14 час. из тридцатичасовой учебной недели учащийся будет посвящать занятиям по своему выбору в соответствии со способностями и интересами.

В основе создания так называемых учительских бригад, объединяющих учителей, которые ведут один и тот же учебный предмет, лежит идея дифференцированного использования учителей и дифференцированной оплаты их труда. Наиболее опытные преподаватели руководят методической работой бригады, проводят наиболее ответственные уроки, другие ведут преимущественно занятия с небольшими группами или отдельными учащимися, третьи готовят и проводят лабораторные и практические занятия, четвертые проводят проверку знаний и учет успеваемости.

Рис. 1. Средняя школа Сонора, Хабр, Калифорния; США. Схема функционального зонирования помещений:
1 - для занятий естествознанием; 2 - математикой; 3 - общественными науками; 4 - литературой; 5 - для занятий иностранными языками; 6 - для обучения торговле; 7 - концертный зал; 8 - конференц-зал; 9 - библиотека; 10 — места для индивидуальных занятий; 11 - кабинеты домоводства; 12 - мастерские; 13 - помещения для занятий искусством; 14 - технические помещения; 15 - обеденный зал; 16 - кухня; 17 - для администрации; 18 — музыкальный зал; 19 - спортивные залы; 20 - бассейн; 21 - раздевалки для мальчиков; 22 - раздевалки для девочек

Поиски эффективных форм организации учебного процесса отразились на функционально-планировочной структуре школьного здания. Здание школы, как правило, комплектуется из отдельных функциональных зон, дифференцированных по учебным предметам и специальным видам деятельности учащихся.

На рис. 1. приводится пример четкого функционального зонирования одноэтажного школьного здания, что является характерным при проектировании школ не только в США, но и в других странах. Особое значение система зонирования учебных площадей приобретает в условиях гибкой планировки школьного здания с помощью трансформирующегося оборудования и мебели.

Вслед за педагогической концепцией гибкой организации учебного процесса в США была выдвинута концепция гибкой планировки школьного помещения с большим открытым внутренним пространством, без внутренних членений стенами, с оптимально подобранной технологической мебелью и соответствующим учебно-методическим фондом оборудования. Первоначально предусматривалось создавать помещения с применением раздвижных перегородок и съемных внутренних элементов, что исключало возможности ведения занятий по традиционному методу. В дальнейшем полностью отказались от использования раздвижных перегородок, как дорогостоящей конструкции. Было признано целесообразным осуществлять разграничение открытого пространства учебных зон с помощью мебели и оборудования. В США рекомендуется использовать большие пролеты 10- 25 м, в европейских капиталистических странах - пролеты 8-10 м, а во Франции применяется сетка опор 7,20 x7,29 м.

В США были исследованы варианты расчленения внутреннего пространства с помощью стационарных, раздвижных перегородок и перегородок-экранов. Такой вариант организации внутреннего открытого пространства обеспечивает снижение стоимости на 30% по сравнению с обычной планировкой. Погашение звука при этом осуществляется отделкой и оборудованием интерьера, По данным американских обследований, в Европе и Америке в 1973 г. насчитывалось более 500 школ с гибкой планировкой.

Еще одним результатом расширения и изменения функций школы в США является создание новых групп помещений, связанных с увеличением учебно-наглядных пособий и применением технических средств, таких как библиотеки-медиатеки. медиатека представляет собой центр информационно-технических средств, печатных материалов и наглядных пособий и предназначается для хранения фонда литературы и технических средств обучения (ТСО), использования микрофильмов, телевизионных установок, производства пленочных материалов (медиасредств), организации библиотечной работы с учащимися - индивидуальной и групповой.

На рис. 2. показано размещение медиатеки в центре функциональных зон. Посредством трансформации площадь библиотеки-медиатеки может быть объединена с зонами, расположенными вокруг. В школах небольшой вместимости имеется одна центральная медиатека; в более крупных школах сеть медиатек располагается в предметных секторах и подчиняется центральной медиатеке.

В медиатеке можно устраивать небольшие постоянно действующие выставки новых материалов, поступлений книг, телевизионных передач, фотоматериалов и т.д. В читальном зале медиатеки организуются рабочие столы для чтения и кабины для индивидуальной работы. Кабины оборудуются электропитанием, местным освещением, а в качестве обучающего аппарата рекомендуется использовать кассетный кадропроектор и другие средства передачи аудио-визуальной информации.

В состав помещений медиатеки входит рабочая комната учителя, справочный пункт, помещения для выдачи материалов и каталогов, для выдачи и возврата медиасредств и служебные. Зонирование площадей и трансформация помещений осуществляется за счет съемных перегородок и мобильной мебели.

Освещение применяется смешанное верхнее, боковое естественное и люминесцентное в сочетании с лампами накаливания. Повышенные требования предъявляются к звукоизолирующим элементам конструкций и оборудования с целью обеспечения нормального акустического режима помещений. П риведенные ниже примеры охватывают школы различных ступеней обучения в США, начиная от начальной школы, соединенной с детским садом, до школы старшей ступени обучения с профессиональной подготовкой учащихся.

Начальная школа Уэверли, Мериленд (1969 г.) на 750 учащихся - от детского сада до 6 класса (рис. 3). Одноэтажное здание состоит из трех компактных блоков. Полезная площадь 4929 кв.м.

Применяется верхнее естественное и искусственное освещение.

Обучение осуществляется по возрастным группам, которые объединяются для занятий в больших помещениях, рассчитанных на четыре группы (100-110 учеников). Организуется дифференциация внутреннего пространства. Занятия ведутся группой преподавателей, осуществляется сотрудничество родителей на общественных началах. Школа работает по режиму "продленного дня". Помещения детского сада изолированы от учебной зоны.

В здании центральное место занимает медиатека без акустического разделения от пешеходных коммуникаций, где возможно объединение классных помещений для одновременных занятий 2,3 и 4 групп.



Рис. 4. Неполная средняя школа Редленд, Мериленд; США.
План помещений: 1 - для занятий естественными предметами; 2 - математикой; 3 - для занятий гуманитарными науками; 4 - медиатека; 5 - кабинет делопроизводства; 6 - музыкальный зал; 7 - для занятий искусством; 8 - вспомогательные помещения для занятий спортом; 9 - помещения для администрации и преподавателей; 10 - столовая; 11 - зона для проведения свободного времени; 12 - зал многоцелевого назначения

Слияние четырех-шестиклассных помещений вокруг зоны "общего обучения" даст возможность не только совместно заниматься, но и проводить свободное время учащихся. Зал многоцелевого назначения на 600 человек объединяется со спортивным залом.

Неполная средняя школа Редленд (1971 г.) на 1000 учащихся 7-9 классов (рис. 4). Здание одноэтажное, компактное. Полезная площадь 10369 м. Применены верхнее естественное и искусственное освещение и установки кондиционирования воздуха.

В школе организована кабинетная система обучения. Во время длительного пребывания детей в условиях режима "продленного дня" учащиеся рассредоточиваются по всем помещениям школы и могут находиться, например, в зоне медиатеки, зоне для проведения свободного времени, в кружковых помещениях, спортивных залах, помещениях многоцелевого назначения, а также в специализированных учебных зонах. Посредством пере- становки, а также трансформации мебели и оборудования в этих зонах в помещениях создается психологическая смена окружающей обстановки, необходимая при длительном пребывании детей. По такому же принципу организуются занятия в других школьных зданиях.

По центральной оси здания расположены спортивный зал, помещения для администрации, центр учебных пособий, кафетерий и кухня.

Параллельно проходам в специализированных зонах расположены помещения для занятий искусством, английским языком, обществоведением, иностранными языками, математикой, естественными предметами и помещения для трудового обучения. Площадь пешеходных коммуникаций сокращена до минимума, однако внутри здания учащиеся могут легко ориентироваться. Из технических средств обучения в здании имеются мобильные телевизионные аппараты и большой набор отдельных устройств (ретропроекторы, кодоскопы, кинопроекторы, множительные аппараты и т.д.).

Рис. 5. Средняя школа Сендел Вуд, Флорида; США. План помещений: 1 — для занятий естественными предметами; 2 — математикой; 3 - общественными науками; 4 - для занятий гуманитарными науками; 5 - технический центр - медиатека; 6 - кабинет делопроизводства; 7 - мастерские для трудового обучения; 8 - зал для занятий искусством; 9 - музыкальный зал; 10 - спортзал; 11 - столовая; 12 - зал многоцелевого назначения; 13 - классы; 14 - зона для занятий "общего характера"

Рис. 6. Средняя школа старшей ступени Северный Майами Бич, Флорида; США.
План 2 этажа:
1 - технический центр - медиатека; 2 - гуманитарные науки; 3 - математика; 4 - искусство; 5 - общественные науки; 6 - спорт

Средняя общеобразовательная школа Сендел Вуд, Флорида (1970 г.) на 3500 учащихся 7-12 классов (рис. 5).

На базе школьного здания организовано профтехучилище.

В школе функционирует кабинетная система обучения. Осуществлено разделение на младшую и старшую ступень средней школы. В школе предусмотрен режим "продленного дня". Обучение ведется одновременно группой преподавателей.

Здание компактное, одноэтажное. Полезная площадь 25098 кв.м Применяется верхнее естественное и искусственное освещение.

В здании имеются функциональные зоны, разделенные двумя транзитными продольными проходами.

В центре здания размещаются общешкольные помещения для изучения естественных предметов и администрации, кухня, столовая, библиотека, аудитория на 850 мест. Параллельно проходам для старшей и младшей ступеней размещаются специализированные кабинеты и зоны "общего обучения".

В зоне специального обучения проводятся занятия смешан- ных групп. Специализированные кабинеты и учебные помещения используются также для занятий общего характера. В классах применяются демонстрирующиеся перегородки с классными досками, Все помещения школы оснащены аудиовизуальными средствами.

Если в предыдущих, примерах приводились одноэтажные здания, расчлененные на функциональные блоки транзитными связями с компактной планировкой плана за счет применения верхнего естественного освещения, то на рис. 6 представлен проект компактного 3-этажного здания средней школы старшей ступени Северной Майами Бич, Флорида (1969 г.) на 2600 учащихся 9-12 классов.

Школа функционирует по кабинетной системе, предусмотрен режим продленного дня. Частично обучение проводится в обычном классе малыми и большими группами при наполняемости классов - 30 учеников. Основное направление образования гуманитарное.

Здание имеет полезную площадь 21390 м2. На первом этаже размещены аудитория и столовая примыкающая к зоне пешеходных коммуникаций и используемая для коллективных мероприятий. На втором этаже - учебные помещения спортивные залы, кабинет домоводства. На третьем этаже расположены учебные помещения, которые можно трансформировать, в одно большое универсальное помещение. Во всех помещениях используются комплекты мобильного аудиовизуального оборудования.

Рис. 7. Школьный комплекс Левистон-Портер, Нью-Йорк; США. Ситуационный план:
1 - детский сад, соединенный с 1-м классом; 2 - начальная школа 3—4 классы; 3 - начальная школа 5-6 классы; 4 - средняя школа 7-9 классы; 5 - средняя школа 10-12 классы

Интерес представляет еще одно направление развития экспериментального проектирования - создание крупных школьных комплексов, состоящих из учебно-воспитательных учреждений различных ступеней обучения и расположенных на одном участке.

Школьный комплекс Левистон-Портер, Нью-Йорк на 5000 учащихся от детского сада до 12 класса (1971 г.) состоит из пяти учебно-воспитательных учреждений, размещенных на одном участке (рис.7).

В школе экспериментируются дифференцированные формы совместного обучения учеников различного возраста на восьми ступенях начальной школы. Со второго года обучения вводятся специальные программы с учетом индивидуальных способностей учащихся. Кабинетная система обучения осуществляется без создания специализированных зон в старших классах средней школы. В 11 и 12 классах осуществляется контакт с учреждениями профтехобразования. В школе введен режим "продленного дня".

Комплекс состоит из пяти отдельных зданий, соответствующих возрастной дифференциации учебных корпусов: детский сад, соединенный с 1 классом, 2-4 классы, 3-6, 7-9, 10-1 классы.

В классных помещениях средней школы применяются трансформирующиеся перегородки. Во всех зданиях помещения максимально оснащены аудиовизуальными средствами.

ОПЫТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СТРОИТЕЛЬСТВА НОВЫХ ТИПОВ ШКОЛ ЗА РУБЕЖОМ
Составитель кандидат архитектуры Н.П. Афанасьева
Научный редактор доктор архитектуры., профессор Г.А. Градов
Москва, 1974

  « 1 [2] 3 4 5 6 7 8 »




Статьи |  Фотогалерея |  Обратная связь

© 2006-2024 Bent.ru
Бесплатная строительная доска объявлений. Найти, дать строительное объявление.
Москва: строительство и стройматериалы.