Строительная доска объявлений - BENT.RU
Cтроительный портал BENT. Проектирование, гражданское и промышленное строительcтво. Проектирование зданий.

Добавить объявление
Строительные объявления Строительная документация Статьи по строительству Строительный портал

ОПЫТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СТРОИТЕЛЬСТВА НОВЫХ ТИПОВ ШКОЛ ЗА РУБЕЖОМ

  [Раздел: Строительство школ]

ШВЕЦИЯ

В Швеции научные исследования развиваются в направлении создания экспериментальных моделей учебного процесса, совершенствования технологии учебного процесса и модернизации школьных зданий.

Совершенствование проектирования школьных зданий приобретает характер реформы школьного строительства и получило распространение с 60-х годов. Задачи педагогического экспериментирования осуществляются в форме рекомендаций к новым учебным планам и программам, совершенствования и модернизации содержания обучения. В результате намеченной реформы проводился, например, эксперимент в общеобразовательных школах г. Мальме в 1967/68 учебном году. Подобные эксперименты, финансируемые государством, в настоящее время осуществляются в 12 крупных городах Швеции. Педагогический эксперимент в Мальме получил название "варьирующийся состав учебных групп и совместное преподавание учителей". В задачи эксперимента входит отбор и проверка наиболее пригодных для разных ступеней школы и для различных предметов приемов обучения и выбор наиболее рациональных вариантов распределения обязанностей школьного персонала, использование учебного оборудования, школьных помещений и финансов.

Конечная цель эксперимента заключается в определении наилучших способов сочетания индивидуализация обучения с "социальным воспитанием". Недостатком классно-урочной системы считается негибкость, пассивность форм и методов обучения от начальных до выпускных классов средней школы. Исследователи считают, что большую часть времени на уроках, независимо от величины группы, отводится на объяснения учителя, демонстрацию, устный опрос, контрольные работы, показ кинофильмов, т.е. "информативное" изложение, что сокращает время для наиболее сложной работы ученика по самостоятельному приобретению и усвоению знаний.

Общей характерной чертой различных экспериментальных моделей является проблемная организация обучения. В экспериментальную учебную программу входит три этапа:
вводное информативное занятие типа лекции для нескольких параллелей учащихся;
самостоятельная работа (типа заданий) по усвоению материала, индивидуальная или в группах при консультативной помощи педагога;
контроль знаний в виде группового или индивидуального отчета, выполненного по заданиям различной формы.

Организуются специальные курсы для подготовки преподавателей к новым формам и методам обучения. К групповым методам обучения в Швеции в настоящее время возрастает всеобщий интерес. Групповой метод обучения характеризуется сокращением времени на 'информативные и контролирующие функции и высвобождением времени на планирование и подготовку учебных программ.

Считается, что при групповом методе обучения группы должны составлять около пяти человек (класс 30-35 человек), а иногда и больше. Группы формируются дифференцированно из детей с разными способностями. На начальной стадии групповой работы рекомендуется давать не слишком сложные задания, выполнение которых занимает 20-25 мин.

Эксперименты с использованием "проблемных циклов" обучения осуществляются при современном или бригадном преподавании. При этом обязанности распределяются следующим образом: наиболее опытные преподаватели читают курс лекций, другие ведут индивидуальный или коллективный инструктаж, третьи обеспечивают планирование и координацию занятий и учебнотехническое оснащение учебного процесса.

Педагогические эксперименты имеют целью сочетать индивидуальное обучение с его специализацией. В Стокгольме с 1964 г. функционирует координационный центр по внедрению в широкую программу результатов научных исследований и экспериментальной работы. Постепенно осуществляется переход к комплексной общеобразовательной школе для учащихся 7-15 лет.

В настоящее время в комплексных школах обучается более чем 95% всех учащихся указанного возраста. Организационно они подразделяются на младшую ступень (1-3 года обучения), среднюю ступень (4-6 лет обучения) и старшую ступень (7-9 лет обучения).

С 1970 г. в Швеции проводится реформа учебного процесса в гимназии, происходит постепенное слияние общеобразовательных школ гимназий с профтехучилищами. Смысл этой реформы заключается в рационализации профтехобразования и увеличении объема общеобразовательных теоретических предметов, чтобы обеспечить возможность быстрой смены профессии. Необходимые специальные знания приобретаются позднее на производстве, где выпускники будут работать.

Для новых экспериментальных методов обучения проектируются типы школьных зданий с компактным планом, одноэтажные, с применением верхнего света. Этот способ строительства в Швеции считается экономичным, так как обеспечивается максимальная компактность объема здания. В таких зданиях площади коридоров сведены до минимума или Полностью включены в большие учебные помещения и библиотеку-медиатеку. Устройство внутренних озелененных двориков предназначено для освещения помещений и способствует преодолению монотонности коридоров. Применяется трансформация учебных помещений с помощью демонтируемых перегородок и элементов оборудования (полок, шкафов, досок, стендов и т.п.), что дает возможность не только оптического расчленения больших помещений на небольшие, но и разделения их на функциональные группы.

В библиотеке проводятся индивидуальные занятия с использованием технических средств передачи информации в специально оборудованные кабины.

Применяется комбинация верхнего естественного и искусственного освещения, совмещенного с вентиляцией. Помимо большого количества специальных приборов в кабинетах, во всех зонах имеются такие технические средства обучения, как диапроекторы, ретропроекторы (кодоскопы), эпидиоскопы и множительные аппараты. В центрах учебных пособий занимаются не только преподаватели, но и ученики.

Все эти приемы совершенствования проектирования и строительства школьных зданий носят поисковый, выборочный характер. Отдельные принципы проектирования новых зданий проиллюстрированы на некоторых примерах.

Школа Ванхёг, Треллеборг (1970 г.) рассчитана на 520 учащихся 13-15 лет (рис. 19). Школа запроектирована для экспериментального исследования учебного процесса с длительным пребыванием детей в школе на режиме "продленного дня".

Рис. 19. Школа "продленного дня" Банхёг, Треллеборг; Швеция, План:
1 - естественные предметы; 2 - математика; 3 - общественные науки; 4 - гуманитарные науки; 5 - технический центр-медиатека, библиотека, учебный центр; 6 - делопроизводство; 7 -мастерские; 8 - искусство; 9 - музыка; 10 - комната для администрации; 11 - помещения для преподавателей; 12 - столовая; 13 - зона для проведения свободного времени; 14 - помещение многоцелевого назначения

Здание компактное, одноэтажное. Учебные помещения освещаются в основном искусственным светом. Верхнее естественное освещение и боковое освещение через окна служит только для связи с природой. Естественным боковым светом освещается через небольшой внутренний двор только зона для художественного творчества и библиотека, расположенная в середине здания.

Классы в традиционном понимании отсутствуют. Для всех учебных предметов созданы специализированные зоны в больших помещениях, сгруппированных вокруг открытой библиотеки.

В зоне для занятий иностранными языками, математикой и обществоведением некоторые помещения занимают примерно площадь двух обычных классов и отделены от большого помещения. В открытой зоне для труда и художественного творчества отделена кухня. В дополнение к обычным кабинетам имеются помещения для обучения печатанию на пишущей машинке.

В состав помещений также входят столовая, зальное помещение и центральная библиотека.

В школе предусмотрена внутренняя система вентиляции. Телестудия с дополнительными помещениями размещается в подвальной части здания.

Школа Рокарио, Эскильстуна (1970 г.) на 1600 учащихся для детей в возрасте 16-19 лет представляет экспериментальное здание (рис. 20).

Школа функционирует по режиму "продленного дня". Общеобразовательный профиль учебного заведения - гимназия со специальной профессионально-технической подготовкой.

Здание одноэтажное. По продольной оси его предусматривается возможность расширения за счет пристройки отдельных блоков с противоположных сторон. В центре между двумя проходами расположены гардеробы и помещения для теоретических занятий, в которые можно попасть или из прохода, или из больших мастерских.

Рис. 20. Школа "продленного дня" Рекарне, Эскильстуна; Швеция. План:

1 - специализированные учебные зоны (мастерские, лаборатории); 2 - помещения для преподавателей; 3 — столовая; 4 - зона для проведения свободного времени; 5 - зона для занятий "общего характера"

Узкие центральные проходы освещаются естественным светом из небольших озелененных дворов, расположенных на определенном расстоянии друг от друга. Центральные проходы, через которые осуществляется связь всех зон школы, оканчиваются по обе стороны открытыми помещениями для организации отдыха. От центрального прохода они отделены невысокой перегородкой.

Большую часть площади в этой школе занимают мастерские, где проводится профтехобучение для подготовки специалистов по электротехнике, рабочих по металлу, дереву, строителей. Мастерские оборудованы станками. В составе мастерских имеются помещения для творческих занятий и небольшие комнаты для мастеров и преподавателей. В помещениях для теоретических занятий размещены справочные материалы и технические средства обучения. В композиции здания учитывается возможность расширения учебных помещений мастерских, различных по площади и габаритам в плане.

Все учебные помещения акустически изолированы друг от друга. Площадь помещений для теоретических занятий составляет 25-5 кв. м. большое внимание в школе уделено цветовому решению интерьера, применению естественных материалов (кирпича, дерева). В декоративном оформлении использованы различные средства озеленения.

ОПЫТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СТРОИТЕЛЬСТВА НОВЫХ ТИПОВ ШКОЛ ЗА РУБЕЖОМ
Составитель кандидат архитектуры Н.П. Афанасьева
Научный редактор доктор архитектуры., профессор Г.А. Градов
Москва, 1974

  « 1 2 3 4 5 6 [7] 8 »




Статьи |  Фотогалерея |  Обратная связь

© 2006-2024 Bent.ru
Бесплатная строительная доска объявлений. Найти, дать строительное объявление.
Москва: строительство и стройматериалы.