Строительная доска объявлений - BENT.RU
Cтроительный портал BENT. Проектирование, гражданское и промышленное строительcтво. Проектирование зданий.

Добавить объявление
Строительные объявления Строительная документация Статьи по строительству Строительный портал

ОПЫТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СТРОИТЕЛЬСТВА НОВЫХ ТИПОВ ШКОЛ ЗА РУБЕЖОМ

  [Раздел: Строительство школ]

ФРГ

В стране значительное внимание в проектировании школ уделяется решению как технологических, так и организационно-педагогических процессов.

В 1968 г. в ФРГ совет по образованию принял рекомендации по сооружению 40 экспериментальных школ "продленного дня" для строительства в городах л сельской местности. Специалисты в ФРГ рекомендуют создавать такие школы, которые обеспечат благоприятные предпосылки для расширения общеобразовательных центров, профессионального образования взрослых и культурной работы с населением.

Педагоги считают, что в школах "продленного дня" возможно комплексное воздействие воспитания и образования учащихся. Предполагается, что в таких школах будут созданы все условия (совместное питание, свободные занятия после обеда и особые педагогические мероприятия) для всестороннего развития личности. В ФРГ существует большое социальное различие в области образования для детей из деревни и города. Обычно возможности получения образования определяются социальным положением. Предполагается, что школы "продленного дня" в какой-то степени смогут нивелировать эти различия, а также создать предпосылки высвобождения женщин для участия в сфере образования, где ощущается серьезный недостаток кадров.

Для решения поставленных задач потребуются необходимые дополнительные ассигнования, чтобы выделить подготовленные кадры преподавателей для осуществления внешкольных мероприятий и надзора за детьми; дополнительные помещения, затраты на оборудование (технические средства обучения, музыкальные инструменты, снаряды), библиотеки и т.п. Предполагается, что дополнительные затраты составят 15-90% стоимости строительства.

Режим "продленного дня" организуется так же, как и в США, в тех же учебных помещениях (учебная зона, залы многоцелевого назначения, кружковые помещения, столовые, спортивные залы, медиатеки-библиотеки и т.д.) При этом нормы площадей увеличиваются. Помещения трансформируются путем применения специального оборудования и мебели.

В 1971 г. в Остербуркене построена первая гимназия с режимом "продленного дня". В 1968 г, в Боднегго, округ Равенсбург, был открыт сельский образовательный центр с интернатом. Образовательный центр состоит из школы начальной ступени, реальной школы «специальной школы с пятидневной рабочей неделей.

В Штуттгарте проводятся экспериментальные исследования, определяющие концепции колы "продленного дня" на базе отдельных школ, которые предназначаются также для приобретения какой-либо профессии жителями района. Подобные школы называются школами комплексного типа, которые вместе с образовательным центром формируют культурный центр района.

Б состав школ "комплексного типа" входит культурный центр - объединение высшей народной школы, музыкальной школы, библиотеки и молодежного Дома культуры в средней школе, функционирующей как школа "продленного дня". Кооперация в школе различных культурных учреждений обеспечивает приток посетителей и повышает эффективность использования

отдельных учреждений. Объединенные в одном здании, эти учреждения, в отличие от отдельных построек, обеспечивают большую экономию средств при строительстве и их эксплуатации. Сюда же входят молодежный Дом культуры (кафетерий и зрительный зал), спортивный комплекс с озелененным участком.

Библиотека представляет собой филиал городской библиотеки и может быть использована учащимися для самостоятельной работы, а также молодежью и взрослым населением. Библиотечный фонд в утренние часы может быть предоставлен ученикам школы, а вечером посетителям высшей народной школы, музыкальной школы, молодежного Дома культуры и всем жителям.

Размещение музыкальной школы совместно со школой "комплексного типа" позволяет заниматься в ней после учебных занятий.

Лаборатория наглядных пособий служит базой для производства пленочных материалов района, включающего несколько школ.

Для организации работы молодежного Дома культуры используются столовая, школы и помещения для проведения свободного времени. Поскольку работа в школе заканчивается примерно в первой половине дня, возникает возможность объединить оба учреждения в едином комплексе. Максимальная вместимость школ комплексного типа 2000 учеников. Школы имеют земельный участок, который используется молодежью и жителями данного района.

В отдельных экспериментальных школах занятия естественными науками, музыкой и физкультурой проходят в специализированных помещениях, преподавание иностранных языков - в фотолаборатории, лингафонных кабинетах. Специализация помещений, создание специфической атмосферы при оформлении помещений способствуют повышению интересов учащихся к соответствующему предмету.

В экспериментальных школах применяется "бригадный" метод работы преподавателей, что требует создания специального центра, который организует их работу. Оборудование специализированных помещений привело к формированию специальных учебных зон. Если при смешанном обучении в классах и специализированных помещениях загрузка помещений составляет 50- 67%, то с введением специализированных учебных помещений и выделением учебных зон эффективность их использования возрастает.

"Групповой метод" обучения (при изменяющейся численности групп) предопределяет наличие помещений разных размеров: больших помещений в каждой внутренней зоне, в которых происходит обучение большими группами; помещений для занятий классной группы, а также помещений для занятий малыми группами и индивидуально. Многофункциональные помещения больших размеров разделяются на небольшие с помощью мобильных элементов и позволяют коллективу преподавателей варьировать величину и количество группировок учащихся, продолжительность уроков и расписание занятий.

При наличии системы внутренних зон рекомендуется децентрализовать рабочие места преподавателей по зонам, а администрацию разместить в центре школы. Эти зоны рассчитаны для подготовки преподавателей, индивидуальной работы, коллективных обсуждений, проведения свободного времени и отдыха. Они оборудованы индивидуальными рабочими местами, шкафами и полками, столами для бесед с родителями и учащимися.

В больших помещениях многоцелевого назначения с внутренней их дифференциацией проводятся занятия больших групп по 60-150 учащихся; средних групп по 20-30 учащихся и небольших групп по 10-15 или 2-6 учеников, а также индивидуальная работа.

Особенностью планировки такого типа школ является четкое функциональное зонирование, короткие внутренние связи, хорошая ориентировка внутри здания.

Указанные организационно-педагогические и функциональные принципы нашли отражение в следующих школах, которые выбраны в качестве примеров.

Общеобразовательная школа в Остербуркене, Баден-Вюртемберг на 900 учащихся является одной из первых экспериментальных школ продленного дня в ФРГ (рис. 8).

Отобранный в результате конкурса проект школы-модели был реализован в 1971 г. В школе предусмотрены занятия по подготовке к поступлению в вуз.

Здание школы расположено на участке с сильным уклоном. Главный вход находится с южной стороны, Учебный корпус имеет четыре этажа при компактной прямоугольной форме здания.

К нему посредством переходов примыкает спортивный блок.

В центре учебного корпуса предусмотрено большое универсальное трансформирующееся помещение.

Расположенное в центре здания большое зальное помещение является местом распределения и пересечения всех пешеходных коммуникаций. Здание запроектировано так, чтобы обеспечить возможность использования помещений школы жителями и молодежью района в качестве культурного центра.

Рис.8. Экспериментальная общеобразовательная школа в Осбуркене, Баден-Бюртемберг; ФРГ (а - план I этажа; б - план II этажа):
1 - гардероб; 2 - холл; 3 - столовая; 4 - естественные науки; 5 - аудитории; 6 - мастерские; 7 - черчение, рисунок; 8 - фотолаборатория; 9 — администрация, учительская; 10 - залы многоцелевого назначения; 11 — кабины для индивидуальных занятий; 12 - медиатека; 13 - зона отдыха; 14 - центр управления учащихся; 15 - зона учебных помещений

К каждому основному уровню примыкает крытая рекреационная зона. Они образуют переход к летним классам, открытой арене с сиденьями и опытным учебным садовым участком.

Входной вестибюль, читальный зал, библиотеки, зона пешеходных коммуникаций и трудового обучения вокруг галерей второго этажа выполняют функции большого зрительного зала. Помещение многоцелевого назначения, расположенное на промежуточном уровне становится в этом случае сценой. Посредством трансформации сцена может расширяться за счет примыка- ющих к ней помещений. Для проведения свободного времени предусмотрены помещения у выхода в зону рекреации.

Столовый зал, который предусматривает обеспечение школьников обедом в условиях режима "продленного дня", связан с вестибюлем и может быть использован жителями.

Учебные зоны сгруппированы в соответствии со специализированными предметами: иностранный язык, математика, социология и т.д. Три учебные зоны, каждая по 62 кв.м, сгруппированы вокруг технической и коммуникационной зон. Эти помещения можно с помощью раздвижных перегородок трансформировать в два помещения площадью 36 кв.м или помещение 124 м. Расположенная между ними зона используется как библиотека, а также служит для хранений учебных пособий. Здесь проходят совещания преподавателей и ученики получают консультации. Эти помещения зрительно связаны с природой.

К аудиториям с искусственным освещением и вентиляцией примыкают лаборатории. Эго помещение предназначено для подготовки учеников и практических занятий. Освещение и вентиляция в нем осуществляются через крышу с шедами, ориентированными на север. На нижнем этаже здания находятся подсобные помещения. На втором этаже расположены спортивный зал и учебный плавательный бассейн. В зоне гардероба находится кабинет врача и психолога.

Особое значение в школе придается информационной системе связи и ориентировании учащихся. Для всей школы разработаны световые панно с указателями направления движения, расписания уроков, с номерами учебных помещений и т.д. Стены проходов, парапет галерей и перегородки учебных зданий используются в качестве демонстрационной зоны. Для обеспечения смены информации была разработана система постоянных и заменяемых цветных элементов (цифры, указатели, символы).

Поскольку школьное здание в Остербуркене является первым экспериментальным зданием, построенным для новых методов обучения и режима "продленного дня", педагогическая и плановая группы ведут постоянные наблюдения и исследования. Целью исследований является проверка особенностей взаимосвязи между школьными помещениями и учебным процессом, определение, соответствия проекта функциональной организации школы. Полученные экспериментальные данные предполагается использовать для создания нормативных документов перспективного школьного строительства.

Общеобразовательная школа в Маркдорф-Бодензеекрайс, Баден-Бюртемберг (1973 г.) на 220 учащихся представляет собой кооперированный учебный центр (рис. 9). В школе обучаются учащиеся в возрасте 10- 19 лет, которые разделены на две ступени обучения: начальную "ориентирующую" ступень (5 и 6 классы) и среднюю школу второй ступени.

Кооперированный учебный центр объединяет различные уровни и формы обучения и предназначен для обеспечения занятий в рамках школы "продленного дня" с пятидневной учебной неделей. Осуществлена координация с начальными школами района. Центр расположен в районе с преобладающим сельским населением.

Начальная - "ориентирующая"—ступень обеспечивает регулярные классные занятия, помимо которых учащиеся получают возможность заниматься по программам специального основного курса и курса, включающего предметы следующей ступени обучения. По окончании начальной ступени учащиеся переходят на следующие ступени обучения.

Занятия средней ступени проходят в обычных классах. Дополнительно к обязательным занятиям имеется возможность, участвовать в кружковой и практической работе, которая частично связана со школьными дисциплинами: музыкой, спортом естествознанием.

Учащиеся выявляют свои наклонности на средней ступени и готовятся к занятиям по программе типа колледжа на старшей ступени обучения.

Учебный центр состоит из двух отдельных корпусов - школьного здания и спортивных залов, - предназначенных для использования школьниками и населением. Комплекс имеет смешанную этажность (2-3 этажа) с общим входом со второго этажа.

Верхний этаж школьного здания предназначается для общих занятий, второй этаж - для административных помещений, зоны для проведения свободного времени и организации режима "длинного дня" и зоны занятий по естественным дисциплинам. Нижний этаж - для музыкальных занятий и технических дисциплин. Все зоны в продольном направлении соединяются переходом по "гребенчатой" схеме.

Аудитории, библиотека-медиатека, гардеробы расположены на втором и третьем этажах (поэтажно).

Во всех помещениях применяются различные электромеханические устройства для затемнения и других целей. медиасредства доставляются к местам использования из технического центра, расположенного на первом этаже. Вертикальная транспортировка учебно-наглядных пособий осуществляется в распределительных пунктах, горизонтальная - посредством специальных каналов, размещенных между перекрытиями и подвесным потолком.

Рис. 9. Школа - кооперированный учебный центр в Маркдорф-Бадензее - крайс, Баден-Вюртемберг; ФРГ (а - план 1 этажа; б - план 2 этажа);
1 - вестибюль-холл; 2 - зона естественных наук для лабораторно-практических и лекционных занятий; 3 - библиотека-медиатека; 4 - помещения для администрации и преподавателей; 5 - столовая; 6 - зал многоцелевого назначения; 7 - гардероб; 8 - зона для индивидуальных занятии; 9 - зона общеобразовательных дисциплин; гуманитарных и технических

Рис.10. Школьно-спортивный центр "Заалермюле", Бенсберг, Северная Вестфалия; ФРГ. Ситуационный план:
1 — школьное здание; 2 - спортивные залы

К телевизионной антенне и внутреннему телеканалу подключены все учебные помещения для приема внешних и внутренних телевизионных программ. Стационарные телеприемники установлены во всех аудиториях. В учебных зонах используются переносные телевизоры.

Школьно-спортивный центр "Заалермюле", Бенсберг; Северная Вестфалия (1973 г.) на 2400 учащихся представляет экспериментальную школу, состоящую из различных кооперированных ступеней обучения для учащихся в возрасте 10-19 лет (рис. 10).

Структура школьного центра включает следующие подразделения:

  • общую подготовительную ступень;
  • кооперированную вторую ступень;
  • вторую ступень с естественно-математическим уклоном;
  • школу с шестидневным календарным планом занятий при неполном учебном дне (одна смена);
  • школу "продленного дня", работающую по пятидневному учебному графику.

Общая подготовительная ступень включает два класса - 5 и 6. Объединенное руководство школой осуществляется на уровне средней ступени. Высшая ступень дает профессиональную ориентацию с естественно-математическим уклоном.

Школьный центр представляет компактный учебный комплекс, связанный системой лестниц между зданиями на 1-5 этажах.

По функциональному признаку учебный центр делится на предметные отделения или зоны. Спортивные сооружения выделены в отдельный комплекс, который связан со школой. Для внешкольных занятий могут быть использованы такие помещения центра, как библиотека, пространство и оборудование в зоне естественных дисциплин, зал многоцелевого назначения и собраний, спортивные сооружения.

Рядом с центральным корпусом построен крытый плавательный бассейн, предполагается построить открытый бассейн, крытый каток и гостиницу. Одной из задач строительства такого центра является обеспечение условий для внешкольных занятий и целесообразного использования досуга.

Для технических средств обучения имеется радиоаппаратная, в которой размещаются внутришкольные телевизионные установки, аппаратура для приема радиопередач и записи на пленку. Оборудованы четыре лингафонные лаборатории. В различных кабинетах и залах применяется автоматизированная система затемнения.

Экспериментальная общеобразовательная школа в Кельстербах, Гросс-Герау; Гессен (1973-1974 гг.) на 1440 учащихся представляет школу второй ступени с первой специальной ступенью для учащихся в возрасте 10-16 лет (рис. 11).

Рис. 11. Экспериментальная общеобразовательная школа в Кельстербах, Гросс-Герау, Гессен; ФРГ;
а - ситуационный план (1 - школьное здание; 2 - спортивные залы); б - план 2 этажа (1 - специализированная учебная зона; 2 - зона индивидуальных кабин)

Общеобразовательная школа в г. Кельстербах является базой для проведения экспериментальных научных исследований по следующим вопросам:

  • организации педагогического процесса и методики преподавания;
  • применений аудиовизуальной техники;
  • изучения структуры зданий в случае зонирования и использования больших помещений, акустики и освещения этих помещений;
  • рентабельности кондиционирования.

Школа функционирует с неполным учебным днем при шестидневной рабочей неделе. На занятиях первой ступени предусмотрено изучение английского языка и математики. Основные занятия для смешанных групповых потоков проводятся по таким предметам, как немецкий язык, обществоведение и естественные науки. После того как основной материал отработан и закреплен в группах смешанного обучения учебный процесс осуществляется дифференцированно. В этом случае используются большие помещения, трансформируемые зоны, индивидуальные рабочие места, что позволяет обеспечить индивидуальное руководство одним учителем, постоянную связь учеников с учителем в условиях групповых занятий по разным программам, варьировать численность группы и т.п.

Здание представляет компактный 2-этажный комплекс с производственно-техническими помещениями в цокольном этаже.

На первом этаже расположены вестибюль, зал многоцелевого назначения, сгруппированы помещения для административного персонала, для занятий по естественным дисциплинам, музыкой. Там же расположена медиатека-библиотека, художественная студия, мастерские и другие отделения. Гардеробы расположены на первом этаже и разделены на три участка обслуживания.

На втором этаже расположены лингафонная лаборатория и зоны занятий по специальным предметам. Каждая из четырех зон занимает площадь 240 м2. Эти площади можно трансформировать с помощью створчатых перегородок на четыре помещения для групповой работы, создать специальные учительские пункты и отдельные рабочие места, помещения для хранения и т.п.

Помещения для групповой работы трансформируются с помощью раздвижных перегородок в сочетании со шкафными перегородками в зоны различных размеров с искусственным освещением.

Гибкость планировки осуществляется за счет использования различных элементов трансформации: бетонных акустических перегородок с целью звукоизоляции помещений для музыкальных занятий, раздвижных перегородок, шкафных перегородок, створчатых перегородок и матерчатых перегородок в зонах верхнего этажа.

В данной школе, как и в других, применяются все виды освещения: естественное боковое и верхнее, искусственное и смешанное.

Общеобразовательная школа в г. Кельстербах является первым учебным помещением в ФРГ с применением децентрализованной системы кондиционирования. Все виды инженерно-технических коммуникаций проложены между перекрытиями и подвесным потолком.

Одной из главных целей эксперимента в общеобразовательной школе является применение технических средств обучения.

В связи с этим в проекте предусмотрена специальная система боксов для использования обучающих средств. Функционируют десять обучающих каналов для одновременной передачи различных программ в зону учебных занятий.

Все приборы, воспроизводящая аппаратура и программированные материалы находятся в аудиовидеоцентре. Все виды технического обслуживания центра выполняются одним специалистом.

Распределение программы осуществляется с помощью видео- частотной техники телевидения. С помощью техники можно ввести передачу из зоны занятий в аудиовидеоцентр. В зонах для занятий, в зале многоцелевого назначения, в учительских пунктах в зависимости от размера площади установлено от одного до четырех цветных видеомониторов, укрепленных на потолке. Помещения для административного персонала, работы учителей, для коменданта, аудиовидеоцентр оборудованы переговорными устройствами. Трансляция сигналов об окончании уроков осуществляется с помощью электроакустических устройств и встроенных громкоговорителей, установленных на каждом этаже.

В здании имеется оборудованная студия звукозаписи и помещение для прослушивания. Студия имеет канал связи с аудиовидеоцентром, что позволяет осуществлять трансляцию радиопрограммы, записи на грампластинках и магнитофонных лентах из студии в центр и наоборот. Оборудование дополняется типографским устройством, комплектом оборудования фотолаборатории, бумагорезательной машиной и электрическим прессом для бумаги.

Во внеучебное время, используются помещения библиотеки- медиатеки, спортивные залы и открытые спортивные площадки.

ОПЫТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СТРОИТЕЛЬСТВА НОВЫХ ТИПОВ ШКОЛ ЗА РУБЕЖОМ
Составитель кандидат архитектуры Н.П. Афанасьева
Научный редактор доктор архитектуры., профессор Г.А. Градов
Москва, 1974

  « 1 2 [3] 4 5 6 7 8 »




Статьи |  Фотогалерея |  Обратная связь

© 2006-2024 Bent.ru
Бесплатная строительная доска объявлений. Найти, дать строительное объявление.
Москва: строительство и стройматериалы.