Строительная доска объявлений - BENT.RU
Cтроительный портал BENT. Проектирование, гражданское и промышленное строительcтво. Проектирование зданий.

Добавить объявление
Строительные объявления Строительная документация Статьи по строительству Строительный портал

ОПЫТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СТРОИТЕЛЬСТВА НОВЫХ ТИПОВ ШКОЛ ЗА РУБЕЖОМ

  [Раздел: Строительство школ]

АНГЛИЯ

В Англии в период с 1964 по 1970 г. была предпринята попытка реорганизовать всю систему средней школы в направлении "общеобразовательной школы" с целью обеспечения большего социального равноправия" на получение образования. Было признано, что такие школы комплексного типа должны представлять собой большие школьные сооружения, имеющие целый ряд преимуществ в области эффективности их использования.

В сельской местности и небольших городах также наблюдается тенденция превращать общеобразовательные школы в общеобразовательные общественные центры. В ряде графств до 1971 г. было утверждено около 200 проектов таких образовательных центров.

Представляет интерес, например, школа комплексного типа в Манчестере на 1350 учащихся, которая будет включать учреждения для продолжения образования (типа профтехучилища на 800 мест), общественную библиотеку, спортивный центр, молодежный клуб, клуб для населения старшего возраста, общежития для учащихся и другие общественные учреждения.

Наряду с массовыми общеобразовательными школами имеется значительное количество частных школ для детей привилегированных классов.

Начавшаяся в Англии реформа системы общеобразовательных школ предусматривает возможность приобретения профессии по окончании школы. Дальнейшая ступень образования и воспитания, за исключением высшего образования, осуществляется в трех основных сферах:
профтехобразования;
вечерних общеобразовательных курсов;
общественной деятельности, ориентированной на проведении свободного времени и занятиях спортом.

Для реализации этих задач в Министерстве просвещения и науки были созданы так называемые группы развития, важнейшей задачей которых является исследование проектирования и строительства школьных зданий в стране, а также контроль и научная помощь в проектировании школ. Особое значение в Англии придается форме совместной работы администрации, архитекторов, педагогов, экономистов и школьных инспекторов на основе нормирования и стандартизации планировочных элементов.

Проведение реформ в английской системе образования предшествовали причины, распространенные и в других западноевропейских странах, - нехватка учителей, большая наполняемость классов и устаревшие школьные здания.

Ввиду высокой наполняемости классов (более 40 учащихся) некоторые учителя начальных школ сделали попытку по-новому организовать учебный процесс, заменяя жесткую, по их мнению, систему фронтального обучения индивидуальной и групповой работой над определенными заданиями.

Рис. 16. Схема функционального зонирования помещений; Англия:
1 - зона многоцелевого обучения общего характера; 2 - зона изоляции для обучения пению, музыке, для дискуссий и т.д.; 3 - основная зона группы; 4 - специализированная рабочая зона; 5 - зона рекреации

В Англии в начальной школе осуществляется концепция так называемого "непринужденного" обучения, при которой конечной целью является принцип: "школа должна доставлять удовлетворение детям."

Для новых педагогических концепций потребовались новые приемы проектирования школьных зданий. После 1945 г. в Англии строились школы преимущественно "пальчиковой" и "корпусной" систем, где к классным помещениям примыкал широкий коридор-рекреация. При такой планировке в учебной секции размещалось около 40% учебной площади, а остальные 60% площади были заняты коридорами, обслуживающими помещениями. Классные помещения представляли собой замкнутые единицы, преподаватели и дети затрачивали много времени на длинный путь к гардеробам, умывальникам, общешкольным помещениям и столовой. Большинство помещений было одинаковых размеров, с однообразным оборудованием и неудовлетворяло современным педагогическим требованиям.

Современные школы, предназначенные для так называемого "непринужденного" обучения, должны иметь гибкую планировку помещений и такое оборудование, которое создает обстановку, приближающуюся к домашним условиям обучения. Школа состоит из общей универсальной учебной зоны, помещений "интимного" характера и специализированной рабочей зоны с соответствующим оборудованием.

Планировка здания запроектирована так, чтобы дети большую часть времени работали небольшими группами или индивидуально, а преподаватель мог переходить от одной группы к другой и давать советы. Общая площадь учебных помещений состоит из ряда небольших специализированных рабочих зон. В зонах "интимного" характера находятся опорные пункты групп, рассчитанных на 30—40 учеников различного возраста (5-9 лет). Такой прием проектирования наиболее характерен для небольших начальных школ, расположенных в сельской местности (рис. 16).

Перспективные педагогические концепции, которые в значительной степени реализованы в строительстве начальных школ в соответствии с образовательной реформой в средней школе еще остаются неразрешенными и находятся в стадии экспериментирования. Создание школ комплексного типа можно рассматривать лишь как начало такого эксперимента.

В Англии имеются попытки расширить старые здания путем перестройки их в более крупные школьные комплексы. Одновременно с этим в новых жилых районах, на окраине городов и в других районах новостроек осуществляется строительство новых школ комплексного типа или образовательных центров.

Начальная школа Эйнсхем, Оксфордшир (1967 г.) на 320 учащихся в возрасте 5-9 лет была запроектирована для новых экспериментальных методов обучения (рис. 17).

Проект начальной школы был разработан местным отделом строительства и архитектуры графства Оксфордшир.

В этой школе особое значение приобретают так называемые "зоны интимного характера". Эти опорные пункты основных групп, рассчитанные на 40 учеников в возрасте 5-9 лет, предназначены для подготовки детей по предметам.

Рис. 17. Начальная школа в Эйнсхем, Оксфордшир; Англия. План 1 этажа:
1 - вестибюль, помещение для администрации, учительская; 2 - зал многоцелевого назначения; 3 - столовая; 4 - учебный блок с зонами обучения общего характера, зоной искусства, специализированной рабочей зоной, гардеробом, туалетом

Рис. 18. Школьный комплекс Чизем Крампсел, Манчестер; Англия (а - план 1 этажа; б - план 2 этажа; в – план 3 этажа):
5 - средняя школа комплексного типа на 1350 учащихся; - учреждения повышения квалификации на 800 учащихся; - спортивный центр; 4 - общественная библиотека; - молодежный клуб; 6 - клуб для населения старшего возраста; 7 - магазины

Остальное пространство разделено на большие общие учебные помещения и небольшие комнаты для труда или специальных видов деятельности.

В начальной школе используется разнообразный рабочий и наглядный материал, а также игрушки и модели. Имеется библиотека. Учебные пособия распределены по всем помещениям школы.

Интерес представляет проект школьного центра Чизем Крампсел, Манчестер, рассчитанный более чем на 2000 учащихся, строительство которого начато в 1974 г. (рис. 18). Он представляет образовательный центр для всех возрастных категорий. Наряду с комплексной средней школой на 1350 учеников и учреждений повышения квалификации для молодежи и жителей района на 800 мест, он будет включать спортивный центр, общественную библиотеку, клуб для старшего возраста, молодежный клуб, а также несколько магазинов. В комплекс включены различные учреждения. Размещение разных учреждений в одном комплексе позволяет добиться экономии земельной площади и распределить затраты на строительство между объектами. Проектом предусмотрена возможность взаимного использования общих помещений школы и курсов повышения квалификации. Общественная библиотека с квалифицированным обслуживающим персоналом предназначается для использования учащимися и жителями района.

Задачей эксперимента, заложенного в данном проекте, является определение эффективности формирования больших школьных центров на основе кооперации и совместного использования различных общественных учреждений учащимися и жителями.

Несмотря на развитие экспериментального школьного строительства, за последние 10 лет в Англии сооружается еще больше школ, которые не соответствуют новым педагогическим требованиям.

ОПЫТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СТРОИТЕЛЬСТВА НОВЫХ ТИПОВ ШКОЛ ЗА РУБЕЖОМ
Составитель кандидат архитектуры Н.П. Афанасьева
Научный редактор доктор архитектуры., профессор Г.А. Градов
Москва, 1974

  « 1 2 3 4 5 [6] 7 8 »




Статьи |  Фотогалерея |  Обратная связь

© 2006-2024 Bent.ru
Бесплатная строительная доска объявлений. Найти, дать строительное объявление.
Москва: строительство и стройматериалы.